Статья: Как защититься от нападок руководства? (Новикова А.) («Расчет», 2009, n 4)
«Расчет», 2009, N 4
КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ НАПАДОК РУКОВОДСТВА?
Устали от ежедневных нападок руководства? Жизненные реалии офисных будней провоцируют занять оборонную позицию? Как уцелеть в неопределенности и сохранить спокойствие? Об этом рассказывает психолог Анна Новикова.
Общение с начальством представляет множество проблем в деловом мире. Существует несколько причин неблагожелательной настроенности руководящего состава:
— недобросовестное отношение к своим прямым обязанностям со стороны работника. Причина весьма распространенная, однако мнение руководства не всегда объективно;
— а может, шеф, взяв на вооружение статью из психологического сборника, осваивает метод «стимулирования кадров»? Этот способ отвечает всем требованиям системы мотивации, хотя и недооценивается самими сотрудниками;
— бывает, что начальник подсознательно «переносит» на сотрудника свой недавний опыт «человека подневольного». Распространено мнение, что начальник так относится к служащему, как когда-то руководство относилось к нему — такому же служащему;
— возможно, все намного проще, и босса просто не устраивает цвет ваших волос…
В общем, ситуации могут быть самые разные, но зачастую негативные отношения начальников и подчиненных возникают по вине обоих. Поэтому очень важно обратить внимание на себя, свое поведение и отношение к коллегам и руководству. Разберемся с этим на конкретном примере.
Собираясь с мыслями и пытаясь справиться с одолевающими его эмоциями, Олег Витальевич с отчетом собирается в кабинет своего директора Леонида Алексеевича, который сегодня пребывает в отличном расположении духа. Но, услышав невнятную речь Олега Витальевича, начальник разражается и начинает нервно стучать по клавиатуре. Подчиненный смущенно излагает содержание отчета и, в пятый раз извинившись, пятится к выходу. Леонид Алексеевич неохотно отрывается от компьютера и предлагает своему сотруднику в следующий раз более серьезно подойти к делу и изучить проблему разносторонне. Подчиненный, злясь «в сердцах» на начальника, недоумевая, отправляется на рабочее место. Вот уже 5 лет он пытается утвердиться в глазах руководителя, но, увы, опять волна непонимания. И это не удивительно, ведь Олег Витальевич не в состоянии справиться с неуверенностью и чувством страха. Зачастую отношения с начальством походит на отношения учителя и ученика в школе. Чувство страха перед начальником у ответственного сотрудника сохраняется в равной степени так же, как и в отношениях учителя и ученика. Но страх обрекает любые действия на незамедлительный провал. Эти составляющие создают модель «хищник — жертва». Никаких жертв, а уж тем более хищников, быть не должно. Прогоним бесполезные эмоции и обретем уверенность в себе.
Примечание. Зачастую отношения начальника и подчиненного походят на отношения учителя с учеником. Поэтому главное — избавиться от чувства страха перед вышестоящим.
1. Вырабатываем уверенность
Во-первых, нужно научиться относиться к своему начальнику как к такому же, как и вы, представителю homo sapiens. А во-вторых, следует вспомнить бесценные советы американского психолога Дейла Карнеги, которые помогут вам обрести уверенность.
Правило 1: Начинайте речь с сильным и настойчивым стремлением достичь своей цели.
Правило 2: Чтобы чувствовать себя смелым, действуйте так, как будто вы действительно смелы.
Правило 3: Неуверенность вызвана незнанием того, на что вы способны, а это незнание — результат недостатка опыта. Создайте себе багаж успешного опыта, и ваши страхи исчезнут.
Правило 4: Мысленно подготовьте себя к принятию самого худшего — в случае необходимости.
Правило 5: Подумайте о том, что это может вам дать в финансовом и социальном отношениях и в смысле роста вашего влияния.
Для создания уверенности в себе я бы посоветовала следующее упражнение. Возьмите карандаш и лист бумаги, разделите его на 3 колонки и озаглавьте их: «Мои положительные качества», «Где я могу себя хорошо проявить» и «Чего я достиг». Затем закройте глаза и сосредоточьтесь на каждом заголовке в течение 1 — 2 минут. Откройте глаза и запишите ваши положительные качества, таланты или достижения как можно быстрее. Читая каждый пункт, создайте мысленную картину того, что вы обладаете этим качеством. Проделывайте это упражнение ежедневно, и спустя неделю вы уже заметите результат.
Итак, избавившись от ненужных эмоций и трепета в области живота, приступим к самообороне.
2. Оборона или наступление?
Известная мудрость гласит: «Лучший способ обороны — наступление». Но в случае с начальством она не подходит. Подходящую деловую стратегию помогает выработать только уважение, тем более что оно порождает чувство взаимности. Попытайтесь выделить несколько качеств, за которые следует уважительно относиться к боссу, и, поверьте, они обязательно найдутся. Проявляйте уважение к мнению оппонента, не пытайтесь возражать или говорить, что он не прав. Небезызвестный Филипп Стенхоп Честерфилд однажды сказал своему сыну: «Будь мудрее других, если можешь, но не говори им об этом».
3. Глаголом жечь!
Речь человека отражает степень его осведомленности, внешние мотивы и внутренние побуждения. С ее помощью возможно мгновенно расположить к себе человека или надолго внести в список неприятелей. К монологу в кабинете босса следует заранее подготовиться. Поэтому продумайте цель высказывания, выберите умеренный темп речи, займите утвердительную позицию и… не забудьте воспользоваться коротким планом речи. Приведенный план поможет в незамысловатой форме донести суть отчета и расположить начальника:
— добиться интереса и внимания;
— завоевать доверие;
— изложить факты;
— привести мотивы, побуждающие к действию.
Приведенные способы общения с руководством не только помогут «защититься», но и укажут путь к самосовершенствованию, если ваши достижения не будут оценены по достоинству сразу.
4. Полезная критика
Ничто другое так сильно не бьет по честолюбию человека, как критика со стороны начальников. Основная проблема всех без исключения подчиненных — неумение правильно реагировать на критику. А ведь она иногда несет в себе созидательное начало и вполне может расцениваться как замаскированный комплимент. Делайте все, что в ваших силах, а затем раскройте свой старый зонтик, и пусть дождь критики стекает по нему, не попадая к вам за воротник. Поступайте так, и критика не принесет огорчения. В завершение хотелось бы отметить: постарайтесь оставаться собой и не терять самообладания! Ведь это и есть главное оружие в борьбе с любыми неприятностями.
Примечание. Не бойтесь критики со стороны начальника — зачастую она несет в себе созидательное начало.
А.Новикова
Подписано в печать
30.03.2009