Содержание
- Кому и как молятся буддисты
- Как правильно читать молитвы
- Действенные мантры
- Хуралы (Молебны)
- Перевод и значение мантры
- К кому обращаются в священном тексте Ом Мани Падме Хум
- Особенности и правила чтения мантры Ченрезига
- Что визуализировать при чтении
- Духовная основа буддизма
- Основные вехи жизни Будды
- Важнейшие духовные постулаты Будды
- Притчи о Будде и его учениках
- Как обращаться с буддийскими статуями
Кому и как молятся буддисты
Одна из древних религий, появление которой пришлось на I век до н. э., буддизм как понятие сформировалось несколько веков назад. Последователи называют ее учение о Будде — Дхармой или Буддхадхармой. Это скорее особая философия жизни, комплекс традиций, система мировоззрения и свод правил, нежели религия.
Вера заключается в словах Будды: жизнь — страдания, и цель жизни — избавление от них. Освобождение наступает при соблюдении всех правил, как завещал великий учитель Будда. Помогают также медитации, созидание, духовность и отказ от познания мира с помощью эмоций и чувств.
Реальный мир — иллюзия, и если не отстраниться от нее, то страдания будут продолжаться в последующих перерождениях. Изучай священные тексты, соблюдай правило жизни, как предписано, медитируй и стремись к освобождению души — и настанет Просветление.
Изначально в учении молитвы отсутствовали. Но со временем монахи-последователи буддизма стали возносить свои тексты. В них которых они взывали вселенский разум избавить их от страданий, помочь достичь высшей цели и спасти все живое на земле. Позже такие обращения стали называть мантры.
Как правильно читать молитвы
Работа с молитвой — один из главных моментов в буддизме. Молитвы-мантры — это слоги, образованные в слова, переведенные для прочтения на другие языки, но не переводящиеся по своему значению.
Для достижения эффекта от мантры читать ее нужно в оригинале, и совсем не имеет значения понимание сути словосочетания. Важно пропустить через себя каждый слог, почувствовать его вибрацию. Прочтение осуществляется в виде пения.
Практик пения должен понимать, что звуки мантры — это не только ощутимое ухом произношение, но и магические колебания энергии, которые и дают необходимый эффект для достижения поставленных целей.
Главный способ передачи молитвы — от гуру (лама) к ученику. Это необходимо, чтобы ученик духовно развивался и достиг основной цели — Просветления. Действие проходит в форме инициации. Ученик три раза проговаривает слова молитвы, в точности за учителем, сохраняя манеру, интонацию и силу произношения.
Полученный текст рекомендован к регулярному прочтению — для сохранения и увеличения переданной энергии. Не практикуя чтение молитвы, ученик теряет силу и энергию, полученную в процессе инициации.
Передача мантры возможна не только при физическом контакте. Во время долговременного обучения возможен прием энергетических молитв через медитацию и сон.
Точное прочтение буддийских молитв дает:
- просветление;
- саморазвитие;
- очищение;
- реализацию себя;
- достижение поставленных целей.
Действенные мантры
Можно читать и прослушивать любые буддийские мантры, все зависит от поставленных целей. Тексты могут привлекать здоровье, деньги, любовь, успех, удачу и благополучие.
Все буддийские молитвы можно разделить на три группы по содержанию.
Название | Характерные признаки группы |
Женские | Содержат такие слоги, как «тхам» и «сваха». |
Мужские | В них присутствуют окончания слогов «ум», «пхат». |
Общие | Заканчиваются на слоги «нахам» и «пахам». |
Важное правило — нужно понимать, с какой целью читается та или иная часть слова. Все буддийские молитвы направлены на восстановление гармонии и покоя внутреннего мира. Во время регулярного пения практик познает свое внутреннее состояние и очистится от ненужных мыслей.
Универсальные
Доминирующая мантра в буддизме, направлена на высший уровень просветления:
В ней содержатся значения просветления, мудрости, общности Вселенной. Данная молитва Будде является соединением мужского и женского начала. Ее прочтение 100 тысяч раз дает полное просветление. Она проникает своими колебаниями в подсознание, и человек, ощущая их физически, может обрести внутреннюю силу.
Мантра, что воздействует на весь в организм целиком:
Она настраивает и помогает влиять на все внутренние установки. Пение такой мантры проникает глубоко и воздействует на вашу физическую оболочку, а затем на сознание, очищая тело и душу.
Гаятри
Могущественная древняя мантра, содержащая сущность всего:
Ее пение с чистой верой и сосредоточенностью дает очищение сознания и тела, мудрость, спокойствие. Текст способствует устранению блоков, страхов и запретов в подсознании, помогает развитию внутренней духовности.
Мул
Словосочетание равновесия и гармонии тела, сознания и души:
Вибрации текста при прочтении избавляют ум от негативных установок.
Действие мантры происходит поэтапно.
- Проникновение и действие на тело, охват каждой составляющей в человеке до клеток в организме.
- Всесторонняя работа с сознанием — освобождение ума от лишнего и формирование покоя.
- Гармонизация и соединение физического и духовного, понимание себя.
Исцеление
Верно прочитанная молитва поможет справиться с любыми страхами и настроиться на выздоровление. К целительным относится следующий текст:
С помощью данной мантры можно справиться с любым заболеванием, от плохого самочувствия до тяжелого недуга. Пропев ее 1 миллион раз, можно познать способность ясновидения. Для воздействия на работу с болезнью необходимо чтение не менее 100 раз.
Гармония
Мантра духовной гармонии, спокойствия и безмятежности:
Освободит от тревоги, страхов и заболеваний.
Денежный поток
Регулярное прочтение такого текста настраивает финансовый поток:
Развитие духовности
Освобождение сознания и порядок мыслей:
Мантра покоя и созидания:
Мантра преобразования:
Прочтение по семь раз каждый день приумножает благодетель воздействия.
Исполнение желаний
Настраивает на исполнение задуманных целей, укрепляет веру в себя и внутренние силы:
Слогосочетание на увеличение и стабильности достатка, исполнение заветных стремлений читают 36 дней подряд:
Чтобы мечта сбылась, молятся, повторяя 108 раз:
Хуралы (Молебны)
Ежедневные хуралы
Сахюусан хурал (Молебен защитникам)
В дацане с 10 до 12 часов проходит ежедневный утренний молебен, посвященный Сахюусану (Защитнику-Покровителю) Лхамо. Она является покровителем дацана Гунзэчойнэй и его прихожан.
Во время этого молебна происходит обращение ко всем Учителям и божествам, представленным Согченом — полем добродетелей. Хурал помогает очиститься от неблагих деяний, совершенных телом, речью и умом, а также способствует осуществлению планов и желаний.
Можно приносить с собой как подношение молоко, конфеты, печенье и фрукты. Сделав пожертвование вы можете внести свои имена на хурал (молебен), чтобы во время хурала было прочитано за ваше благополучие (амгалан байдалай тyлoo).
Еженедельные хуралы
«Алтан Гэрэл» («Сутра Золотого сияния»)
Молебен, способствующий устранению омраченности сознания, исправлению плохой кармы, устранению причин смертей, болезней, убытков, ссор и т.д.;
«Мандал Шива» – хурал, посвященный Зеленой Таре. Способствует скорому излечению от болезней, устранению препятствий, обретению благополучия, созданию семьи и рождению детей;
«Отошо» – молебен в честь Будды Медицины для излечения телесных недугов, обретения духовного и физического здоровья;
«Гомбо» – служба, обращенная к защитникам Учения с просьбой о даровании покровительства и благополучия;
«Намсарай» – молебен с просьбой о даровании богатства, обретении благополучия;
«Лхамо» – хурал, посвященный хранительнице всей Вселенной, способствующий скорому излечению от болезней, устранению препятствий, обретению благополучия и «закрытию дверей» от убытков, ссор;
«Табан харюулга» («Пять запретов») – хурал для устранения плохих снов, дурных помыслов, «злых языков», на продление жизни;
«Даши Чербын – сан» — очищает от злых намерений, порчи, сглаза, приносит прибыль, счастье, радость в дом;
«Хуга-намши» – специальный обряд по усопшим для достижения лучшего перерождения;
Перевод и значение мантры
Молитва Ом Мани Падме Хум относится к древнейшим священным буддистским текстам. Вибрации, возникающие при произношении ее 6 слогов, обладают мощной положительной энергетикой. Они освобождают человека от суетности бытия. Помогают духовно прозреть, избавляя от заблуждений.
Написание мантры Ом Мани Падме Хум на русском языке раскрывает значение слов священного текста. В переводе с санскрита:
- Ом — говорит о чистоте дум, речи и физической формы Будды;
- Мани — желание достичь нирваны;
- Падме — поза лотоса в йоге, позволяющая предаться размышлениям, погрузиться в мир знаний;
- Хум — символ слияния мудрости с практикой.
Буддисты верят, что колесо сансары состоит из 6 миров. Наклонности души определяют, в каком из кругов ей предстоит пройти испытания.
Слова молитвы освобождают невесомую сущность от мытарств. Каждый из слогов мантры Ом Мани Падме Хум, соответствует 6-ти мирам:
- Ом — обитель полубожеств, исполненных гордости и презрения. Звучание слога избавляет душу от негатива в виде гордыни, препятствует ее перерождению в полубожество.
- Ма — мир титанов, ревнивых и завистливых. Отправляя звук в космос, человек избегает участи перерождения в данной обители, очищает душу, изгоняя из нее злость и зависть.
- Ни — мир людей. Им свойственны иллюзии, привязанности, заблуждения. Реакция на звучание слога – избавление себя от участи вновь родиться в облике человека. Создаваемая звуком вибрация избавляет от негативных эмоций.
- Пе (пай) — мир животных, существующих в невежестве. Произношение слога направлено на закрытие данного круга от перерождения.
- Ме — обитель злых сил. Озлобленным духам присуща алчность. Звук защищает души от негативного влияния бесов.
- Хум — ад, миром правит наибольшее зло.
Существует несколько интерпретаций мантры Ом Мани Падме Хум:
- «Добьется процветания тот, чье сердце открыто»;
- «Вселенная одарит процветанием и изобилием, того, кто принимает их чистым сердцем»;
- «Все формы богатства придут к человеку, готовому их принять от всего сердца»;
- «Я принимаю потоки всеобщего изобилия всем своим естеством»;
- «Драгоценное содержание лотоса».
К кому обращаются в священном тексте Ом Мани Падме Хум
Мантра Хум возникла в связи с прекрасной легендой. Согласно ей, давно на свете жил великий правитель. Он был бездетным. Величайшей мечтой было стать отцом. Мужчина молил каждый день богов, просил послать ему сына. Подносил небожителям в качестве даров цветы лотоса. Их собирал сам правитель и его слуги на озере.
Однажды на поверхности появился огромный цветок. Свершилось чудо. Из лотоса на свет вышел дивной красоты молодой человек. Он был белокож и совершенен. Исходившее от юноши сияние говорило о его божественности.
Парня правитель назвал сыном, забрал с собой во дворец. Удивительный ребенок испытывал боль, замечая страдания всего живого на земле. Его нарекли Авалокитешварой (Ченрезигой). Имя означало «взгляд, исполненный любви и милосердия».
Нуждаетесь в помощи магических сил? Получите ответ на волнующий вопрос от мага и целителя. Напишите о проблеме
прямо сейчас, и в онлайн-режиме эксперт подскажет решение!Задать бесплатный вопрос Посмотреть все вопросы
Юноша просил богов избавить людей от страданий. Небожители дали ответ на молитву милосердного. Он должен был беспрестанно повторять Ом Мани Падме Хум о живущих, освещать своей любовью мир, отказаться от нирваны. Если Авалокитешвара исполнит условие богов, они выполнят его просьбу. Молодой человек дал согласие.
На протяжении многих лет он творил добро, направлял людей по верному пути. Зла меньше не становилось. Юноша впал в отчаяние, подумал о необходимости спасти себя. Авалокитешвара отказался выполнить данное обещание. Вмиг его голова раскололась на множество крохотных осколков.
Амита Будда собрал мелкие части. Из них слепил юношу заново, сделав из него сторукое, десятиглавое существо. Поверх голов божество водрузило собственную. Тогда Авалокитешвара произнес мантру Ом Мани Падме Хум, которая должна была освободить все живое.
Особенности и правила чтения мантры Ченрезига
Медитативная практика и йога должна быть регулярной. Повторение молитвы Ченрезига Ом Мани Падме Хум даст устойчивый результат.
Важную роль при чтении мантры играет настрой. Не стоит произносить слова машинально. Нужно иметь веру в силу священного текста, сконцентрироваться на вибрации звуков. Молитва должна выполняться с ощущением душевного равновесия, спокойствия. Тело следует расслабить. В первые дни чтение Ом Мани Падме Хум проходит в тихом месте, чтобы ничто не отвлекало. Для медитативной практики нужно принять позу лотоса. Спина должна быть прямой, напряжение в теле недопустимо.
Сначала рекомендовано пропеть звук Ом, приступить к произношению шестислоговой мантры. Ом Мани Падме Хум произносится протяжно, все слоги проговариваются четко. Усиливается воздействие текста на сознание. Веки могут быть сомкнуты.
Следует в воображении рисовать цвета, которые соответствуют фрагментам молитвы.
В течение первых 30 дней необходимо произнести мантру Ом Мани Падме Хум 108 раз за один подход. Практика занимает около 20 минут. Для удобства счета используют четки. Если нет времени на подготовку к пению 108 повторений, можно мысленно произносить текст. Допустимо слушать запись мантры в наушниках. Мантра Авалокитешвары произносится ради помощи всему живому на земле.
Что визуализировать при чтении
Повторять молитву Ом Мани Падме Хум следует вместе с приемом визуализации. Допустимо представлять лучистый нектар, исходящий от божества, именуемого Буддой Сострадания. Сострадание всех Будд, обнимающее и не покидающее всех живых существ на земле, может проявиться в виде божества с тысячью рук и глаз. Визуализация поможет достигнуть просветления.
Следует представлять, как свет, исходящий от Будды Сострадания озаряет тело поющего мантру Ом Мани Падме Хум. Рисовать картину, как темноту и мрак рассеивает солнце, исчезают все проблемы, тревоги и невзгоды. Лучи изгоняют негативные мысли и эмоции, сознание очищается.
При повторении Ом Мани Падме Хум, можно визуализировать, что Будда наделяет чтеца всеми своими качествами. Молящийся представляет, как его наполняет безграничное сострадание ко всем живущим в мире существам. Он обретает всезнающий разум.
При чтении мантры Ом Мани Падме Хум важно правильно настроиться. Необходима крепкая вера для достижения результата, чтобы достигнуть желаемого.
Самая большая в мире мантра, выложенная из огромных камней, расположена на горе Догээ, с которой открывается живописный вид на столицу Тувы – Кызыл, Россия.
Oм Мани Падме Хум – это самая важная мантра в буддизме. Считается, что все учение Будды содержится в этой молитве, и она не может быть переведена дословно на простую фразу или даже на несколько предложений. Тем не менее, многие ее переводят как “Хвала жемчужине, сияющей в лотосе”.
Люди, которые узнают о молитве естественно, хотят знать – что она означает. Думаю уместно рассказать немного о ней, так, чтобы у людей, которые хотят использовать эту мантру в своей практике медитации, было некоторое представление того, что они делают, и людям, которым только любопытно, поймут немного лучше эту молитву и почему она настолько важна для тибетских буддистов.
Мантра Ом Мани Падме Хум.
Мантра, в просторечии мантра » Mани», наиболее широко используемая из всех буддистских молитв, и открыта для любого, кто чувствует себя вдохновленным, чтобы практиковать ее – она не требует предварительного инициирования ламой (мастером медитации).
Шесть слогов молитвы, часто произносимыми тибетцами – Ом Ма Ни Пад Ме Хум – написаны ниже на тибетском алфавите:
Молитва возникла в Индии; поскольку она перемещалась из Индии в Тибет, произношение изменилось, потому что некоторые из звуков на индийском санскрите были тверды для тибетского произношения.
Санскрит – Ом Мани Падме Хум – Мантра Авалокитешвары.
Тибетский язык – Ом Мани Пем Хунг – Мантра Ченрезига.
Как же правильно произносить?
Есть притча о подобной проблеме.
Искренне верующий человек, занимающийся медитацией, после многих лет сосредоточения на определенной мантре (молитве), достиг достаточного понимания, чтобы начать обучение. Смирение ученика было далеко от совершенства, но учителя в монастыре не беспокоились.
После нескольких лет успешного обучения, ученик оставил все мысли обучения у кого-либо еще, но услышав о знаменитом отшельнике, живущем поблизости, не стал отказываться от такой возможности, она была слишком захватывающей.
Отшельник жил один на острове в середине озера, таким образом, ученик нанял человека с лодкой, чтобы добраться до острова. Ученик был очень почтителен к старому отшельнику. Когда они попили чай, заваренный с травами, ученик спросил отшельника о его духовной практике. Старик сказал, что у него не было никакой духовной практики, за исключением мантры, которую он повторил все время про себя. Ученик был рад: отшельник использовал ту же самую молитву, которую он использовал самостоятельно – но когда отшельник стал произносить мантру вслух, ученик был в ужасе!
“Что случилось?” спросил отшельник.
“Я не знаю, что сказать. Я боюсь, что Вы потратили впустую всю свою жизнь! Вы произносите молитву неправильно!”
“О, Дорогой! Это ужасно. Как я должен говорить ее?”
Ученик дал правильное произношение, и старый отшельник был очень благодарен, прося оставить его одного, чтобы он мог начать сразу же молиться.
На обратном пути через озеро ученик, теперь убежденный что он уже опытный учитель, обдумывал печальную судьбу отшельника.
“Старику повезло, что я приходил. По крайней мере, у него будет немного времени, чтобы попрактиковать правильно, прежде чем он умрет”. Именно тогда, ученик заметил, что лодочник выглядел совершенно потрясенным, и повернулся, чтобы увидеть, что отшельник стоит с почтением на воде, рядом с лодкой.
“Извините меня, пожалуйста. Я очень не хочу беспокоить Вас, но я забыл правильное произношение. Не могли бы Вы повторить для меня снова?”
“Вы, очевидно, не нуждаетесь в этом”, произнес, заикаясь, ученик; но старик упорствовал в своем вежливом вопросе, пока ученик не пришел в себя и не сказал ему снова способ, которым он думал, что молитва должна произноситься.
Старый отшельник повторял молитву очень тщательно, медленно, много раз, пока он шел по поверхности воды назад к острову.
Смысл этой мантры.
ОМ, состоит из трех букв, А, У, М; которые символизируют возвышенные чистые тела, речи и умы будд и бодхисаттв (существ с пробуждённым сознанием).
Мани, означает драгоценность, символизирует метод (способ), великое сострадание и любовь. Так же, как драгоценный камень способен выполнять внешние потребности живых существ, точно так же, любовь и сострадание способны выполнять внутренние потребности живых существ.
Падме, означает лотос, символизирует мудрость.
Подобно тому, как лотос вырастает из грязи, но не загрязняется ею, аналогично, мудрость “высших знаний” вырастает из обычного ума, но не загрязняется обычными мыслями.
Хум , указывает союз. Объединение духовного метода и мудрости приводит к чистому возвышенному телу, речи и уму просветленных существ.
Значение шести слогов велико и обширно.
Шесть слогов, Ом Ма Ни Пад Ме Хум, означает, что через путь практики, который является союзом любви и сострадания с мудростью, вы можете преобразовать ваше нечистое тело, речь и ум в чистое возвышенное тело, речь и ум Будды. Польза от начитывания этой мантры безгранична и не может быть полностью описана даже Буддой. Он сказал, что песок Ганги и капли воды в океане можно пересчитать, но не пользу от повторения этой мантры. Эта мантра – проявление великой любви и сострадания всех Будд. Она помогает нам развивать любовь и сострадание, чтобы сделать нашу жизнь, наполненную смыслом. Также эта мантра приносит исцеление и может использоваться как молитва за другое разумное существо.
Вера и повторение этой мантры каждый день столько раз, сколько вы можете, имеет энергию, чтобы растворить негативную карму. В буддийских школах Махаяны она практикуется как часть ежедневной практики. Монахи сидят часами, повторяя эту мантру в позе лотоса.
Ее можно говорить или петь медленно или быстро, как песню. Независимо от того, как вы повторяете ее, эта мантра работает, помогая вам избавиться от созданной негативной кармы, накопленной от ваших плохих действий.
Авалокитешвара – бодхисаттва абсолютного сострадания, и поющий ее мантру вызывает ее дух и поэтому, обычно вы будете чувствовать некоторое время теплое ощущение после пения.
Некоторые практикующие говорят, что видели ее в откровении или чувствовали, как будто некоторое окутывание ее руками вокруг себя. Эмоции всегда будет пробуждаться во время пения ОМ Мани Падме Хум, некоторые плачут, это связано с очищением негативной кармы.
«Сколько бы мудрых слов ты ни прочел, сколько бы ни произнес,
какой тебе от них толк, коль ты не применяешь их на деле?»
Сиддхартха Гаутама (Будда)
Среди созвездия великих учителей человечества, чьими лучами неиссякаемой мудрости и поныне освещен наш неласковый подлунный мир, нельзя не различить одну из ярчайших звезд, имя которой — Будда. И это светило никому не суждено погасить, пока люди не научатся по-настоящему быть счастливыми. Наимудрейший из мудрейших, просветленнейший из просветленных — он, подобно утреннему солнцу, щедро расточал свой духовный свет в стремлении разбудить человечество от ментального сна. Ведь «Будда» в переводе как раз и означает «пробужденный». Что есть прекраснее и возвышеннее этой миссии: пробудившись самому — разбудить и остальных? Уроки Будды и являются тем космическим будильником для замутненного спящего духа современного человека.
Духовная основа буддизма
В буддизме нет ничего, что могло бы противоречить фундаментальным основам какого-либо другого философского или религиозного учения, потому что он зиждется на элементарном здравомыслии. Примеры из жизни великого Наставника учат нас необычайной скромности, отзывчивости, всепрощению и пониманию. Если мы хотим в финале своей жизни прикоснуться к тому, чему нет предела, или просто остаться людьми — эти качества надо развивать и лелеять в себе с самого детства.
Христос апеллировал в первую очередь к эмоциональной составляющей сознания заблудших иудеев, в качестве основного довода в пользу своей божественной природы демонстрируя свои сверхчеловеческие возможности. В жизнеописании Будды подобные чудеса почти отсутствуют, или, по крайней мере, являются малозамеченными. Это само по себе, конечно, не означает отсутствия у Будды сверхспособностей — ими он был также наделен от природы, чему есть немало свидетельств. Причина же кроется в том, что индийский народ не был маловерным, а потому не нуждался в чудесах. Будучи довольно дисциплинированным и склонным к неспешным размышлениям о вечности, народ Индии нуждался в том, чтобы кто-то преподнес ему духовные уроки обретения бессмертия.
По словам самого Будды, время — величайший учитель, но вся беда заключена в том , что оно убивает своих верных учеников. И Будда учит нас тому, как отстраниться от категории времени, поскольку она очень условна, как занять позицию стороннего наблюдателя и, избежав тления, прикоснуться к вечности. В его заповеди, обращенной к сердцу человека, прозвучал призыв к бесконечному состраданию, обретению подлинной свободы в отречении от всего бренного и преходящего, к постижению высших духовных законов чередования жизни со смертью, звенья которых и составляют цепь вечности.
Основные вехи жизни Будды
На данный момент существуют некоторые сведения, позволяющие говорить о Будде, как об исторической фигуре. Опираясь на неканонические версии, можно составить достаточно полную жизненную картину Будды. Мальчик, которому дали имя Сиддхартха, родился в семье аристократического рода Шакья, стоявшего во главе маленького государства на границе Индии и Непала. Гаутама было родовым именем царевича. В попытке оградить своего сына от будничной серости окружения, отец возвел для него три дворца. Возмужав, Сиддхартха женился и родил сына, которого назвал Рахулой.
Но вскоре жизнь, сулившая лишь радости, наскучила Будде в своей бессмысленности. С детства одаренный особой наблюдательностью, во время переездов между дворцами Гаутама с прискорбием обнаружил, что люди, от окружения которых его хотел уберечь отец, в основной своей массе несчастны. Они беспрестанно болеют, страдают от нищеты и тяжкого труда, в конце концов стареют и умирают, так и не найдя ответа в поиске смысла жизни. Именно тогда у Будды и созрело желание помочь им в этом нелегком пути к истине. В свои 29 лет он оставил дворцы и стал отшельником. Окунувшись в абсолютный аскетизм, он 6 лет скитался по долинам Ганга, искал мудрости у старцев и проповедников, и к 35 годам почувствовал, что на него вот-вот снизойдет истина. Погрузившись в медитацию на несколько недель, Гаутама достиг подлинного просветления и стал Буддой, т. е. пробужденным, перед лицом которого открылись все законы бытия. С тех пор Будда 45 лет ходил по всем окрестностям Индии со своими проповедями, вплоть до смерти, наступившей в 80 лет.
Жизнь Будды в картинках
Важнейшие духовные постулаты Будды
Будда не допускал и мысли во всеуслышание провозгласить себя Богом или пророком, он просто скромно рек о том, что явилось ему в момент просветления. Его уроки отражают меру его понимания вселенной и внутреннего мира человека. И это понимание, как показывает время, поистине безмерно. Если стараться осмысленно следовать этим урокам, то в нашей жизни расцветет все то, чему суждено расцвести, не завянув до срока из-за банальной душевной черствости. Вот главнейшие из этих заветов:
- Самая великая сила во вселенной — Любовь. Вечная закономерность мироздания заключена в ее победоносной силе. Ненависть и презрение являются весьма сомнительным оружием против подобных проявлений. Только любовь способна вдохновить и наполнить жизненными силами доброго человека и, напротив, обезоружить злого.
- Всякого человека характеризует не то, что он изрекает, а то, что он делает. Если кто-то одарен красноречием и использует его во благо, изрекая неопровержимые истины — это, конечно, прекрасно, но далеко не делает его мудрецом. Если же человек живет по законам вселенной — в любви, отсутствии страха, согласии с ближними, и к тому же проявляет стойкость к неисчислимым соблазнам и храбрость перед лицом смерти — он является по-настоящему мудрым.
- Никто не в силах прожить твою жизнь за тебя. Каждый сам должен пройти по своему пути, не привлекая по возможности сторонних людей для решения своих задач. И если даже найдется доброжелатель, кто по собственному волеизъявлению захочет что-то сделать за тебя, это будет медвежьей услугой, не позволяющей в должной степени раскрыться твоему собственному творческому потенциалу.
- Правду невозможно скрыть. Все, наверное, слышали, что тайное становится явным, а ведь эта истина была известна еще в седой древности. Великий Гаутама учил, что солнце, луну и правду не спрятать, как ты ни пытайся.
- Найдите покой внутри самого себя. Спокойствие и умиротворенность живет внутри каждого из нас и никто не в силах одарить нас ими извне.
- Секрет здоровья — наполненная жизнь в настоящем. Не стоит свое сознание без остатка переносить в тщетные воспоминания или бесплодные мечты о будущем. Настоящее есть та золотая нить, связывающая нас с реальностью, и лишь тот, кто всецело пребывает в настоящем, обретает психическое и физическое здоровье.
- Добро должно быть обращено ко всем. Следует проявлять мягкость к юным, сострадание к пожилым и немощным, терпимость к слабым духом и заблуждающимся. Ведь были и будут впоследствии моменты, когда вы представляли или будете представлять собой нечто подобное. Благородство и сдержанность — настоящая панацея от невзгод, ибо и к вам в будущем будут зеркально обращены те же проявления человеческой души.
- Смени зависть на восхищение. Зависть к чужому счастью, везению или таланту иссушает душу и обесточивает нервную систему человека. Нужно попытаться найти в себе силы сублимировать это деструктивное чувство в восхищение, и посредством культивирования данного состояния души можно взрастить в себе те качества, которые ранее вызывали зависть.
- Слова — это великое лекарство и яд одновременно. Неосмотрительно произнесенное слово может произвести убийственный эффект на вашего ближнего, но и наоборот — имеет спасительную силу. Все зависит от того, какие это слова, и с каким духовным посылом они произнесены.
- Хочешь, чтобы что-то стало твоим — отпусти это. Существует самый надежный способ потерять что-либо — нужно просто, вцепившись мертвой хваткой, не желать расстаться с этим ни на мгновенье. Соответственно есть и обратный эффект, когда вселенная воплощает в жизни отдельного человека то сокровенное, о чем он мечтал, но отпустил, не присваивая это себе априори.
- Мысли формируют реальность. Тем, чем мы являемся, мы стали благодаря, и только благодаря своим мыслям. Они изменчивы и скоротечны в отличие от текущего момента жизни — он на первый поверхностный взгляд статичен и инертен. Но стоит изменить собственные мысли и задержать внимание на них как можно более продолжительное время — реальность начнет быстро преобразовываться в ту сторону, в которую мы ее направили своим мыслительным потоком.
- Не стоит воспринимать все на веру. Старайтесь с должной степенью равнодушия относиться к разным домыслам и пересудам, что слышны вокруг, не допускайте их слишком близко к своему сердцу и разуму, не давайте им овладеть вами, иначе вы рискуете стать манипулируемыми извне. Самое ценное что у вас есть — это индивидуальный жизненный опыт, который хоть и не застраховывает вас от ошибок, зато гарантирует личное совершенствование. Полезно развивать в себе критическое мышление, не полагаясь слепо на авторитет говорящего. Есть, конечно, и обратная сторона этой истины, которая состоит в том, что нельзя превращаться в абсолютного циника, не принимающего никаких добрых советов. Таких в народе принято называть неверующим Фомой. Чтобы обрести гармонию в вопросе веры или неверия, нужно опираться на свою природную интуицию, предварительно развив ее до возможного предела.
- Искать друзей нужно очень избирательно. Есть современная, довольно затертая поговорка: скажи, кто твой друг, тогда скажу тебе, кто ты». Она всего лишь интерпретирует древнюю буддийскую истину о том, что мы действительно постепенно, незаметно для самих себя начинаем походить на тех, с кем мы дружим, или даже превращаться в их духовных фантомов. Еще есть опасность, таящаяся в неискренности и коварности так называемых друзей, которые в этом случае могут заменить несколько злейших врагов.
- Духовное совершенствование — не роскошь для избранных, а жизненная необходимость для каждого. Подобно свече, что не может гореть без огня, человек не может полноценно жить без духовной работы над собой. Только просветленный дух в силах напитать физическое тело жизненной энергией и продлить его здоровье.
- Нет на свете того, кто более достоин вашей любви, чем вы сами. Почти нет человека во всей вселенной, который бы по достоинству оценил вас, особенно в случае, если вы сами не испытываете к себе любви и вам скучно с самим собой. Бог заложил в каждую душу бесценное сокровище, прекрасное в своей неповторимости, и только лишь поэтому стоит найти повод для любви к себе. Если же при всем желании такого повода не отыскивается, стоит задуматься о возвращении своей душе первозданного божественного облика, и впоследствии любовь к себе и ко всему окружающему станет нормальным вашим состоянием.
- Три наиболее значимые вещи. Как учит великий и добрейший Будда, по большому счету есть только три наиважнейшие вещи, о которых нужно заботиться каждому, пока он еще дышит: насколько глубоко мы любили, насколько легко мы жили и насколько просто расставались с ненужным.
Любовь, освободительница ума, вмещает в себе всё, сияя, сверкая и излучая.
Притчи о Будде и его учениках
Уроки Мастера, преподнесенные человечеству, заключаются не только в наставлениях или заповедях, но и в тех жизненных ситуациях, в которых его судьба сводила с учениками с целью передать им непосредственный жизненный опыт. Эти случаи из жизни Будды Гаутамы, что дошли до нас в нескольких вариациях, все же имели под собой подлинную историческую основу. Все эти истории, бережно сохраненные и переданные потомкам очевидцами, легли в основу многочисленных притч. На примере поступков непосредственных участников этих историй есть чему поучиться и нашим современникам.
Притча о гальке и масле
Раз пришли к Будде двое молодоженов с надеждой, что Мастер дарует им способ обрести семейное счастье до конца своих дней. Будда попросил их принести два горшка, один с маслом, а другой с галькой. Потом он поместил оба горшка в чан с водой, попросив юношу об одолжении разбить их. Юноша, выполнив повеление Будды, увидел что масло после этого всплыло, а галька упала на дно чана. Будда же произнес: «Теперь начинайте молиться своим богам и чудотворцам, чтоб они опустили масло на дно, а гальку подняли на поверхность воды, и увидим чем это все закончится». Юноша тут же возмутился и посетовал на то, что никакие боги не смогут изменить естественный ход вещей, масло не сможет опуститься, а галька, подняться, поскольку это противоречит законам природы.
Ответ Мастера был следующим: «Рассуждая о законах природы, ты так и не смог постигнуть главного правила, который заключается в том, что тяжкие поступки как галька неизбежно потянут вниз, а благородные деяния, что легки, как масло, поднимут вверх, и никакие боги и чудотворцы не смогут изменить их вес впоследствии. Чем раньше вы станете следовать этому закону природы, тем раньше исполнится то, о чем вы попросили».
Притча о лодочнике и трех грошах
Однажды Будда вместе с учениками, ожидая лодочника для переправы на другой берег, не терял зря время и спокойно созерцал красоту течения реки. Его умиротворение было прервано следующей картиной: прямо перед его глазами один неизвестный йог пересек реку по воде без помощи лодочника, скользя по ее поверхности, как по суше. Заметив, что все это видел сам великий Будда, он предложил ему продемонстрировать то же самое, подтвердив свой статус просветленного. Будда спросил йога, сколько же времени тот потратил, чтобы научиться такому способу пересекать реку, на что получил ответ: «Мастер, на это была потрачена вся сознательная жизнь, проведенная в суровых нескончаемых аскезах». В этот момент к берегу подплыл лодочник и Мастер спросил его: «Какова цена переправы?» «Три гроша». прозвучал ответ. Будда, обращаясь к йогу, произнес: «Ты слышал? Вот настоящая цена твоей жизни».
Притча о долгом молчании и вопросах
Некогда к Благословенному Гаутаме пришел известный ученый муж с большим свитком, в котором были записаны его вопросы Мастеру. Ученый зачитал их, чтобы ничего не упустить. Будда выслушал внимательно все вопросы до последнего, но сказал, что ответит на них обязательно при одном условии: тот должен подождать один год в полном молчании. Ученый согласился, но увидев, как один из учеников Будды, сидя под раскидистым деревом, захохотал, смущенно спросил Мастера: «В чем же тут дело, почему тот рассмеялся?» Будда посоветовал ученому спросить его самого.
Когда пришедший обратился к ученику Будды за разъяснениями, он ответил, что Мастер — хитрец и обманщик, что ему он обещал то же самое, попросив вначале подождать в молчании всего год, исключив все мысли и переживания. Но выяснилось, что мысли исчезли, и вместе с ними пропали и вопросы. Поэтому ученик сказал ученому, чтобы тот спрашивал именно сейчас, если в действительности жаждет услышать ответы, иначе вряд ли когда-нибудь услышит их из уст Мастера. Но Будда был тверд в своих мыслях, уверяя что нет никакой хитрости, и что если через год пришедший спросит его, он обязательно ответит, если же не спросит, то незачем будет отвечать. Так все и произошло. По прошествии года Будда спросил бывшего ученого: «Ну что же, друг мой, остались ли у тебя еще какие-то вопросы?» Вновь пришедший ученый в свою очередь тоже расхохотался и сказал: «Только лишь сейчас стало ясно, отчего смеялся ученик твой. Вопросы и вправду исчезли».
Притча о трех типах слушателей
К Будде Гаутаме пришел как-то раз очень культурный и образованный человек, знания которого были для него предметом особой гордости. Кроме того, этот человек занимал высокую должность в своем государстве, снискав себе славу и почитание. Поводом к посещению Мастера был один вопрос, мучающий его много лет. Будда, взглянув на него и даже не дождавшись самого вопроса, сказал, что не может сейчас ответить. Человек подумал, что Мастер чем-то очень занят и поэтому пренебрег им ради своих дел. Но ведь он проделал такой длинный путь, отложив в сторону государственные дела. Мастер тут же развеял его подозрения, сказав, что дело совсем не в том. «В чем же?» — возмутился человек. «Послушай мой рассказ о трех типах слушателей». обратился к этому человеку Будда.
«Первый похож на горшок, который перевернут вверх дном. В такой ничего не войдет, сколько ни изрекай истин — он наглухо закрыт. Второй подобен горшку, который стоит, как полагается емкости, но у него худое дно. Сколько ни лей воды в него, она вся выльется в эту дырку. Человек, подобный такому горшку, может воспринять то, чему его учат, но вскоре забудет. И третий тип точь-в-точь как горшок, заполненный нечистотами. Во-первых, там некуда лить — он уже наполнен, а во-вторых, даже если какое-то количество воды и пробьется сквозь эти нечистоты, то в то же мгновенье смешается с этой грязью, перестав быть чистой водой. Вы представляете собой именно такой тип слушателя — вы не готовы воспринять то, что будет сказано, поскольку переполнены своими домыслами и суждениями через край. В лучшем случае, если вам все-таки удастся что-то воспринять, ваше сознание исказит это до неузнаваемости. Очистите сначала свой ум, а потом приходите».
Притча о достижениях и потерях
Когда Гаутама Сиддхартха стал просветленным Буддой, ему задали вопрос о том, чего он достиг. В ответ он, улыбаясь, произнес: » Гаутама ничего не достиг, напротив, слишком много утратил». Тот, кто задал вопрос, был не на шутку удивлен: «Нам казалось, что стать Буддой — означает достичь недосягаемого совершенства, вечности, безупречного знания, а ты, Учитель, говоришь, что ничего не достиг, да еще и очень многое потерял. Как же это понимать?» Будда немедленно ответил: «Буквально. Гаутама потерял все, что у него было к тому времени: свое знание, свое сердце, свое неведение, свое тело. Гаутама утратил тысячи дорогих вещей, перестав быть самим собой, и ничего в итоге не приобрел, ведь то, что он получил — уже было с ним. Это было его изначальной природой. Гаутама просто ушел от себя, чтобы вернуться к себе. Не стоит считать это достижением. Мыслить в этой категории — значит пребывать в иллюзии».
Таковы заветы великого подвижника духа, благословенного Будды Гаутамы. Все, чему так ненавязчиво учит нас Будда, абсолютно лишено какой-либо скучной назидательности. И буддизм не является религией в обычном понимании этого слова. Скорее это древнейший источник знаний, свод непреложных истин о мироздании, подобный в чем-то научным теориям великого Ньютона или Эйнштейна, за той лишь оговоркой, что предлагаемая ими картина мира может устареть, а то, чему нас учит Будда, навсегда останется непререкаемым, в силу своей божественной универсальности.
Главная → Учение → Статьи → Буддийское искусство → Как обращаться с буддийскими статуями
Как обращаться с буддийскими статуями
Прогуливаясь по торговым городским улочкам, все чаще встречаешь в витринах магазинов статуи Будд, выставленные для привлечения покупателей или на продажу. Подобными предметами стало модно украшать интерьер. Но вряд ли известно, сколь глубокую пользу они могут принести при правильном обращении. Статуи олицетворяют собой присутствие Будды и Ламы. Будда работает всегда и везде на благо всех существ и открывает нам присущие всем безграничные качества ума. Внешняя форма напоминает об этом сознанию, и в подсознании непроизвольно остаются отпечатки, вновь и вновь приводящие нас к Учению Будды и открывающие путь к работе с умом. Таким образом, буддийские статуи используют для стабилизации мест медитации и упрощения доступа к Учению Будды.
Приобретение статуй
Выполненная по определенным правилам и приближенная к совершенству внешняя форма представляет собой просветленное тело. Зная это, при покупке статуи мы обращаем пристальное внимание на ее качество. Чтобы получить максимальную пользу от статуи Будды, достаточно одного экземпляра. Не нужно покупать все, что попадается на пути. Важно то, что происходит в нашем уме. Конечно, мы можем достичь Освобождения и Просветления и без изображения Будды. В пещере Миларепы вообще не было статуй. В конечном счете, все явления – вневременная безграничная свобода ума. Но описанные Буддой и ламами образы Будд, Бодхисаттв, Защитников и лам могут оказать влияние на наш обычно обращенный к повседневности ум. Чем точнее статуи соответствуют реальным проявлениям Будда-аспектов или лам, тем сильнее их воздействие. К тому же именно Будде и реализовавшим себя ламам известно, как выглядят атрибуты и формы, мы можем об этом узнать только из их поучений. Во времена, когда художники сами практиковали буддизм и придерживались предписаний лам, качеству статуй можно было доверять. Сейчас же производство статуй в Непале и Индии превратилось в бизнес, поэтому «товар» при покупке на всякий случай стоит проверить. Нужно четко представлять себе, как должен выглядеть приобретаемый нами Будда-аспект. В Состоянии Излучения Будды чаще всего появляются в одеждах, как исторический Будда Шакьямуни. Другие формы находятся в Состоянии Радости, на которое указывают украшения Бодхисаттв: корона с пятью зубцами, ожерелье и др. Известный пример – Бодхисаттва Любящие Глаза. Редкие аспекты изображаются вообще без одежды и украшений и выражают Состояние Истины Будд.
Будды, Бодхисаттвы и Защитники сидят или стоят на цветке лотоса. Ламы изображаются на лотосе или на троне. Редкие формы, в основном Защитники, сидят или стоят на определенных животных. Каждый аспект имеет свои специальные признаки: к примеру, изображается сидящим, стоящим или даже в прыжке. Точно описано количество и пропорции рук, ног, голов и глаз. Четко объяснено расположение всех частей тела и атрибутов. Полезный источник информации – фотоальбом «Пространство и радость» («Raum und Freude / Space and Bliss»), выпущенный буддийским издательством Вупперталя. И конечно, полезно советоваться с опытными буддистами, прислушиваться к их мнению, совершая покупку. Некоторые Будды проявляются в разных формах, поэтому могут иметь несколько правильных изображений. Каждая деталь несет глубокое значение и должна быть выполнена как можно более точно.
Кроме корректной формы важно, чтобы статую качественно изготовили. Большинство статуй, особенно тибетской и непальской традиций, представляют собой полое литье из меди или латуни. При этом знаками качества являются ясные линии и гладкая поверхность. Избыток дополнительных украшений, напротив, скрывает недостаточную обработку и ошибки. Действительно высококачественно обработанные статуи уже у производителя имеют достойную цену, соответствующую вложенному в их изготовление времени и мастерству. Не стоит рассчитывать, что первоклассную статую удастся приобрести за бесценок. Так что покупка статуи ручной работы высокого качества – вопрос скорее кошелька, а не вкуса. Особенно осторожным надо быть при приобретении так называемых античных статуй: на 99 процентов это подделка, а настоящие экземпляры скорее всего окажутся крадеными.
У тибетских и непальских статуй головы чаще всего уже расписаны. Традиционно роспись статуи делается в последнюю очередь, после наполнения. Рисование глаз, называемое «открытием глаз», – кульминация изготовления статуи.
При росписи лиц используются натуральные красители и закрепители, в связи с этим они легко могут оказаться смытыми или стертыми. Поэтому не нужно касаться лица пальцами и, тем более, мыть его. Одна девушка забыла предупредить уборщицу, и та протерла влажной тряпкой лицо прекрасной статуи Тары. В таких случаях, так как пигментные краски не поддаются точному восстановлению, необходимо полностью смыть прежнюю роспись и заново профессионально нарисовать лицо. Так мы и сделали. Все, кто раньше видел эту статую, говорят, что теперь она выглядит живее. В этом случае вред, в конце концов, принес пользу. Сейчас можно радоваться, что большинство статуй завозятся расписанными. Но знания и навыки росписи уже пришли на Запад. Некоторые из нас обучились росписи статуй, так что теперь возможно это делать здесь. Мы сердечно приглашаем учиться тех, кто искусно обращается с тонкой кисточкой, готов ответственно и с долговременной перспективой учиться и работать в этой области и может отказаться от внесения в работу элементов личного творчества. По вопросам росписи статуй можно обращаться к Зильке Келлер из Кельнского буддийского центра или в буддийский центр Шварценберга. К сожалению, при импорте и покупке статуй не так много внимания уделяется ее внутреннему пространству. В результате, многие статуи оказываются покрытыми внутри толстым слоем сажи и шамота. Если есть возможность, настаивайте на чистоте внутренних стенок статуи.
Наполнение и благословение
Если мы используем статую как проявление Будды, то очень рекомендуется благословить ее у Ламы, предварительно закрепив внутри нее или на ней несущие благословение узелки Защитников, рис или предметы из святых мест. Когда мы на курсах отдаем статую на благословение Ламе Оле, к ней прикрепляется узел Защитника и маленький конвертик с различными реликвиями. О возможности окончательного детального традиционного наполнения статуи можно узнать в центрах Алмазного пути.
Прежде чем заполнить статую, нужно тщательно очистить ее внутренние стенки. Важная часть заполнения – благословленные буддийские драгоценности от реализованных мастеров или из определенных мест силы. Центральную энергетическую ось статуи образует Древо Жизни. Оно изготавливается из древесины специально выбранного дерева, у которого тщательно обозначается направление роста, и имеет трапециевидную, сужающуюся кверху форму. Прежде направленная на восток сторона дерева обращена к лицевой стороне статуи. Древо Жизни окрашивают в красный цвет и золотом пишут тибетские слоги. Вокруг него помещают мантрароллы (тиб. зум) – свертки из определенных, окрашенных шафраном полос бумаги с напечатанными на них мантрами.
Основание статуи, обычно представляющее собой цветок лотоса или трон, служит сокровищницей. Его заполняют цветами, специями, всем самым прекрасным и полезным. Этим создается связь между относительной реальностью и умом Будды. Пустое пространство заполняют измельченными в порошок благовониями и цветами. В Азии считалось, что таким образом предотвращается проникновение в пустоты мешающих энергий. Все работы проводятся с особой аккуратностью, тщательностью и внимательностью. Полностью заполненную статую прочно закрывают. Теперь она выражает совершенное силовое поле Будды и больше не может быть открыта. Само собой разумеется, она уже не является объектом продажи. Конечно, ее еще можно подарить. Но мы должны тщательно взвесить, будет ли тот, кто получит статую в подарок, так же ценить ее, и действительно ли он сможет взять за нее ответственность.
Наполнение внутреннего пространства статуи мантрароллами, выражающими аспект речи Будды, и последующее благословение буддийского мастера, олицетворяющего ум Будды, делают воздействие статуи полным. Теперь мы считаем статую совершенной, даже если на ней можно заметить небольшие изъяны. Рассматривать статую критически нужно до покупки. Если же у нас уже есть статуя с внешними недостатками, которые нельзя изменить, можно расположить ее таким образом, чтобы дефекты оказались не столь заметны.
Как лучше расположить статую
Для нашего окружения полезно, если статуя стоит там, где ее сможет видеть много людей, так как каждый, даже неосознанный, контакт с этой формой создает полезную связь. Например, хорошо было бы выделить для нее особое место при входе или в жилой зоне. В основном статуи стоят в месте для медитации. Место и мы энергетически стабилизируемся, и таким образом мы будем вспоминать о медитации. При этом рекомендуется созерцать статую с нашего места медитации, расположив ее выше уровня глаз на специально отведенном месте. Полезно ориентироваться наверх. Есть классическое расположение статуй, текстов и ступ на алтаре, при этом статуи выражают тело Будды, тексты – речь, а ступы – ум Будды. Если у нас несколько статуй и тханок, то их следует расставить согласно совету Ламы Оле в соответствии с деревом Прибежища. При этом ступа символизирует Сангху. На алтаре рядом с объектами Прибежища – статуями, изображениями Будд, ступ и буддийских текстов – не должно быть ничего мирского, кроме подношений, прежде всего никаких изображений непросветленных существ. В идеале, если позволяет комната, алтарь должен стоять на Западе, тогда статуи будут смотреть на Восток. Если мы делаем алтарь в спальне, хорошо ложиться головой в направлении объектов Прибежища. Это облегчает нам доступ к присущим нам качествам и создает в уме отпечатки щедрости и богатства, когда мы делаем подношения Буддам. Подношения вполне могут быть символичными. Существует подробная традиционная система с 7-ю чашами, содержимое которых ежедневно обновляется. Но в повседневности Запада эта традиция не особенно поддерживается, так как многие не могут ухаживать за алтарем ежедневно. Тогда вода и вкусные подношения остаются несвежими, поэтому мы не получаем хорошего отпечатка в уме. А на алтарях в западных буддийских центрах эта традиционная форма часто выглядит несколько экзотичной.
Простой вариант подношений: свеча или чаша с водой – как символ всего прекрасного. Главное, что мы при этом представляем. Самая великая щедрость – распространение Дхармы. Так что, делая подношения, мы можем посвящать нашу работу в центре Будде.
Часто используется следующая фраза: «На эту статую медитируют». Как правило, это означает, что статуя осмысленно используется в медитации. В буддизме Алмазного пути общепринятой практикой остается медитация на Йидама или Ламу как форму энергии и света, это то, чему учит нас наш Лама. Часто обсуждаемый вопрос – можно ли передвигать и перевозить статую, становится излишним, если мы глубоко прочувствуем его значение. Тогда мы будем с уважением дотрагиваться до объекта и перемещать его только по необходимости. Обычно достаточно иногда убирать со статуи пыль чем-то сухим. Если же к металлу прилипла какая-то грязь, то ее можно убрать влажной тканью и, если нужно, обработать спиртом. Конечно, расписанное лицо вытирается от пыли только чем-то сухим, по возможности, чистой мягкой кистью. Статуя как выражение активности Будды влияет на всех существ, а бронза живет гораздо дольше, чем человеческое тело. Зная это, еще радостнее обращать внимание на качество статуи при покупке, бережно с ней обращаться и позаботиться, чтобы после нашей жизни она попала в руки, полные доверия.
По материалам статьи Вернера Брауна