Содержание
Венчальная молитва для православных христиан
Венчание – важнейшее событие в жизни православного верующего человека. Юные девушки с трепетом думают об этом дне, когда они смогут надеть красивое платье, и священник поведет их с избранником к алтарю под прекрасное и торжественное пение хором венчальных молитвенных песнопений. В этот важный день все внимание приковано к молодым, и, если супружеская жизнь складывается благополучно и счастливо, то на протяжении всей жизни воспоминание об этом дне вызывает у них светлую улыбку. Однако православное венчание это не просто красивый и торжественный праздник.
Это очень сильное таинство церкви, когда, вовремя чтения священником венчальных молитв, по доброй воле соединяются два любящих человека для совместного проживания в любви и согласии, рождения и воспитания в православной вере детей. Венчальные молитвы составляют основу таинства венчания в церкви.
Православные венчальные молитвы благословляют брак
В венчальных молитвах священник просит Бога соединить молодых не только видимо, он обращается к нему с просьбой соединить их сердца, научить супруга терпению, любви, снисходительности по отношению к жене, а супругу – мудрости, смирению, мягкости, послушанию. В современном мире, к сожалению, отсутствует культура добрачного воспитания юношей и девушек, у многих перед глазами негативные примеры разрушенных семей их родителей, поэтому именно этих качеств им часто так не хватает.
Венчальные молитвы поэтому следует слушать очень внимательно, и, несмотря на вполне понятное волнение, стараться вникнуть в каждое их слово. Это очень важно, ведь священник, читая венчальную молитву, молится не о ком-то, не выполняет внешний обряд, он молится о благополучии Вашей предстоящей супружеской жизни!
Венчальные молитвы нельзя читать мирянам
Сегодня в иконных лавках любой мирянин в свободном доступе может купить требник, в котором собраны молитвы, читаемые священником, в том числе и венчальные. Многих это может ввести в соблазн, ведь среди рядовых людей считается, что священнические молитвы особенные, сильные.
Запомните, что ни при каких обстоятельствах не благословляется мирянину читать самостоятельно венчальные молитвы, и вообще любые молитвы из требника. Это может привести к непоправимым, тяжелым последствиям для Вашей души. Если по незнанию Вы читали сами текст венчальной молитвы, то обязательно сходите в церковь и исповедуйте этот грех.
Текст православной молитвы при венчании в церкви
из Послания святого апостола Павла к Ефесянам (Еф. 5; 20-33):
Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
Символ Веры
Бог благословил брачный союз первых людей в Раю и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт.1; 28), дав им один из первых Своих заветов. В той же книге Бытия, на первых ее страницах, раскрывается тайна брачного союза мужчины и женщины: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2; 24).
Брак был одним из тех двух Божественных установлений, которые прародители вынесли за врата рая после грехопадения. В Евангелии брак сравнивается с таинственным союзом Христа с Церковью, почему и называется апостолом Павлом «тайной великой» (См.: Еф. 5; 32,33).
Господь Иисус Христос освятил Своим присутствием брак в Кане Галилейской и благословил его. Там же Он совершил Свое первое чудо, превратив воду в вино на бедной свадьбе (См.: Ин. 2; 1-11). Насколько высок в очах Божьих союз мужчины и женщины, говорит тот факт, что Христос постоянно сравнивал образ жизни в Царствии Небесном с брачным торжеством. Господь делал это неслучайно: картины брачного пира были хорошо знакомы тем, кто слушал Его проповедь. И поэтому они вызывали живой отклик.
Еще в ветхозаветный период брак считался священным установлением, но о брачных обрядах того времени известно мало. Глава, посвященная женитьбе Исаака и Ревекки, дает нам об этом следующие скудные сведения: Исаак предлагает невесте подарки; его слуга Елеазар совещается с отцом Ревекки относительно ее замужества; устраивается брачный пир. Развитие брачной церемонии можно проследить в последующие времена. К описанным выше традициям, существовавшим во времена Авраама, добавим то, что позже стал заключаться брачный договор. Стало произноситься торжественное благословение жениха и невесты в присутствии нескольких мужчин, которых евангелист Лука называет «сынами брачными», а евангелист Иоанн – «друзьями жениха». Невеста являлась на брак в сопровождении женщин. Потом, в ходе церемонии, следовали многочисленные ритуально-символические действия с покрывалом невесты и благопожелания от гостей. Жених и невеста пили из чаши, подаваемой раввином, который произносил формулу благословения на брак; жених брал золотое кольцо и надевал его на указательный палец невесты, произнося при этом: «Помни, что ты сочеталась со мной по закону Моисея и израильтян». Прочитывался брачный контракт в присутствии свидетелей и раввина, который произносил семь благословений. Жених, державший в руке чашу, после произнесенных благословений разбивал ее либо о стену (если невеста – девица), либо о землю (если невеста – вдова). Затем начинался брачный пир, который продолжался семь дней. В течение этого семидневного срока жених должен был отдать невесте все обещанное в договоре приданое.
Второй путь жизни для православного христианина – девство, которое имеет в очах Божьих такую же значимость, как и брак. Церковь устами своих служителей свидетельствует о том, что браки православных христиан будут совершаться до конца времен. Поэтому апостол Павел говорит, что люди, запрещающие вступать в брак, которые явятся в последние времена, – лжеучители, и христиане не должны их слушать.
В 398 году IV Карфагенский Собор постановил, чтобы родители приводили жениха и невесту для благословения в церковь. Созданная Господом Иисусом Христом Церковь входила в жизнь языческих народов, изменяя ее и «изнутри», и снаружи. Обычаи древних не отвергались, а им придавался новый смысл, они «переориентировались» для достижения иных целей. Так и в чинопоследовании Таинства Брака церковно оформлялись брачные обряды, бытовавшие у разных народов. Как и все другие Таинства Православной Церкви, Венчание прошло определенный путь, прежде чем его чинопоследование окончательно сформировалось.
Изложение последования Венчания в Русской Церкви в Х-ХП веках не сохранилось. В XIV веке Таинство Брака совершали исключительно мирские священники. Интересной особенностью совершения Таинства в описываемый период было то, что жених и невеста сами обменивались кольцами, а слова «обручается раб Божий. » священником не произносились. Кроме того, не было таких составляющих современного чина Венчания, как молитва «Господи, Боже наш, иже отроку патриарха Авраама. » и сугубой ектеньи. Также, не было вопросов к жениху и невесте о добровольном вступлении в брак, и чтения Апостола и Евангелия. Новобрачные причащались Преждеосвященными Дарами.
В 1775 году Синод постановил совершать чинопоследование обручения и Венчания одновременно. Исключение из этого правила делалось только для лиц императорской фамилии.
С 1802 года на Венчании кроме жениха и невесты должны были присутствовать свидетели, которые подтверждали подписями в метрической книге храма свершившийся акт Браковенчания.
2. Запрещается вступать в Брак лицам, находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени (то есть с троюродным братом или сестрой).
3. Церковный Брак невозможен, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя атеистами и желают венчаться, руководствуясь посторонними мотивами.
4. Не венчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не крещен и не готов принять Крещения перед Венчанием.
5. Не венчают Брак, если один из брачующихся фактически состоит в браке с другим лицом. Если этот брак – гражданский, то он должен быть расторгнут в установленном государственным законом порядке. Если церковный, то необходимо разрешение архиерея на его расторжение и благословение на вступление в новый Брак.
6. Препятствием к совершению Браковенчания является духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка и между крестными родителями и крестниками.
7. Не венчается Брак, если хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм). Но совершенный по католическому или протестантскому обряду, а также нехристианский брак, в случае, если даже только один из супругов присоединился к Православной Церкви, может считаться по их желанию в силе. При переходе в христианство обоих супругов, брак которых заключен был по нехристианскому обряду, совершать Венчание не обязательно, так как их супружество освящено благодатью Крещения.
8. Нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и дьяконов после их рукоположения.
1) в течение всех четырех многодневных постов;
2) во время Сырной седмицы (масленицы);
3) на Светлой (Пасхальной) Седмице;
4) в период Святок: от Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня (19 января);
5) накануне двунадесятых и великих праздников;
6) накануне постных дней – среды и пятницы, а также по субботам в течение всего года;
7) накануне и в день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи (10 и 11 сентября по н.ст.);
8) накануне и в день праздника Воздвижения Креста Господня (26 и 27 сентября по н.ст.);
9) накануне престольных праздников того храма, в котором планируют совершить Таинство.
Что нужно сделать венчающимся перед совершением Таинства
Вопрос о конкретном месте проведения Венчания для людей, являющихся постоянными прихожанами того или иного храма, не стоит. Конечно, Таинство должно совершаться в «своем» храме; если духовник по какой-либо причине служит в другой церкви, то Венчание может совершаться там. Не принадлежащим тому или иному приходу надо определиться с тем, где будет совершаться Венчание. После того как выбор сделан, нужно решить некоторые организационные вопросы. Во многих храмах существует предварительная запись, и проблему с ней надо решить заранее. Сделать это может любой родственник, присутствие жениха и невесты при этом необязательно. Если есть желание, чтобы венчал конкретный священник, необходимо обговорить этот вопрос с ним, иначе Таинство будет совершать тот священник, «череда» которого выпадет в этот день. С момента отделения Церкви от государства церковный Брак не имеет гражданской юридической силы, поэтому Венчание совершается над теми, кто зарегистрировал гражданский брак, это значит, что расписаться нужно до прихода в храм.
Если есть канонические препятствия к заключению Брака, необходимо лично обратиться в канцелярию правящего архиерея или его викария. Он при положительном решении вашего вопроса поставит резолюцию, по которой Венчание можно совершить в любом храме епархии.
Важнейший вопрос, который стоит перед желающей венчаться парой, – совместное Причащение перед совершением Таинства Брака. Эта традиция сохраняется с первых веков христианства, когда Таинство Венчания совершалось за Божественной литургией.
Для подготовки к Причастию в день Венчания надо выполнить несколько условий:
1. Поститься (то есть не употреблять мясную и молочную пищу, а если возможно, то и рыбу) в течение трех дней или, по крайней мере, в течение одного дня перед Венчанием.
2. Ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи.
3. Если интимная жизнь до Венчания уже имеет место, необходимо воздержаться от брачных отношений в течение трех дней, или сделать это хотя бы в последний день перед Венчанием.
4. Очень желательно прочесть перед Причащением положенные молитвы: три канона (Господу Иисусу Христу, Божьей Матери и Ангелу-Хранителю) и Последование ко Святому Причащению. Если выполнение этих условий по каким-либо причинам невозможно, нужно подойти к священнику и взять благословение на то, как в ваших жизненных обстоятельствах подготовиться к Таинству.
1) обручальные кольца, которые надо заранее отдать венчающему священнику или на свечной ящик;
2) так называемую венчальную пару икон: а) с изображением Спасителя; б) с изображением Божьей Матери;
3) венчальные свечи;
4) рушник (полотенце).
В день Венчания жених и невеста должны прийти к началу Божественной литургии, где они будут молиться, исповедоваться и причащаться Святых Тайн. Желательно присутствие за Литургией друзей и родственников молодоженов, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу Венчания.
Венчающейся паре необходимо иметь нательные крестики. Шаферы, присутствие которых во время Венчания объясняется традицией, не есть лица, участвующие в Таинстве сакраментально, как, к примеру, восприемники при Крещении. Раньше оба шафера или, как их называли, «друзья жениха», были в соответствие с правилами церковного обихода одного пола – мужского. Тот факт, что сложившаяся на сегодняшний момент традиция предписывает шаферам держать венцы над женихом и невестой, не соответствует церковной практике. Это, большей частью, свидетельствует лишь о том, что жених или невеста боятся повредить прическу или головной убор венцами и поэтому считают неудобным надевать их себе на голову. Понятно, что такие мотивации новоиспеченной традиции к сути Таинства никакого отношения не имеют. Если все-таки венчающиеся хотят, чтобы шаферы держали венцы над их головами, нужно хотя бы, чтобы они были православного вероисповедания.
С Венчанием, так же, как и с Таинством Елеосвящения, связано множество суеверий, но природа их несколько иная. Точнее говоря, природа их одна – языческие баснословия. К числу таких поверий относится то, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещают несчастья, скорби в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено суеверие, которое с первых шагов новой семьи провоцирует ее членов к проявлению гордыни и к противлению воли Божьей. Оно заключается в том, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстилаемое полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Поэтому иногда даже на свадьбах более или менее воцерковленной молодежи можно видеть стремление невесты к тому, чтобы ее нога оказалась там первой. Очередная басня гласит: чья свеча после Таинства окажется короче, тот и раньше умрет. Все эти языческие придумки обличают маловерие, неверие, дремучее невежество их последователей, да и просто нежелание мыслить.
Церковь осуждает развод по той причине, что богоустановленный порядок брака его не подразумевал. В беседе с фарисеями Господь Иисус Христос сказал им в ответ: «Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Они говорят Ему: «Как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?». Он говорит им: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф. 19; 4-8).
Но немощь человеческого естества такова, что «вместить» этого запрета некоторые верующие не могут. Развод в Православии осуждается, но признается, как выражение церковной икономии, как снисхождение к человеческой немощи. При этом право расторжения церковного брака и разрешение на вступление в новый брак принадлежит только архиерею. Для того чтобы епархиальный архиерей снял прежнее благословение и дал разрешение на вступление в новый церковный брак, необходимо свидетельство о разводе и отсутствие канонических препятствий к новому браку.
Православной Церковью допускается не больше трех браков.
Перечень мотивов для церковного развода был достаточно широк, несмотря на то, что в Евангелии Господь указывает только одну такую причину: прелюбодеяние (См.: Мф. 5; 32).
Так, Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1918 году в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» называет следующие:
1. Прелюбодеяние одной из сторон.
2. Вступление кого-либо из супругов в новый брак.
3. Отпадение супруга или супруги от Православия.
4. Противоестественные пороки.
5. Неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения.
6. Заболевание проказой или сифилисом.
7. Длительное безвестное отсутствие.
8. Осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.
9. Посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей.
10. Снохачество или сводничество.
11. Извлечение выгод из непотребств супруга.
12. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь.
13. Злонамеренное оставление одного супруга другим.
Этот перечень оснований к расторжению брака в своей основе действителен и сейчас, кроме некоторых экзотических для нас нюансов (например, лишение прав состояния).
1. Заболевание СПИДом.
2. Медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания.
3. Совершение женой аборта при несогласии мужа.
В материале использованы главы из книги (в сокращении) “Справочник православного человека. Таинства Православной Церкви” (Даниловский благовестник, Москва, 2007)
Церковные требы в православных храмах Иерусалима
Сорокоуст о упокоении
Неусыпаемая псалтирь
Церковная записка
Молебен о здравии
Сорокоуст о здравии
Храмы и монастыри в которых совершаются богослужения
Copyright Символ Веры ©2007 – 2017. All Rights Reserved.
>Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Венчание в православной церкви правила таинства обряда
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же добавляйтесь на канал в ютубе Молитвы и иконы. «Храни Вас Господь!».
Таинство венчания — это священный православный обряд, который дает супругам благословление на семейную жизнь и рождение детей. На сегодняшний день на проведение этой традиции решаются довольно много молодых пар. Да это и не странно, ведь это событие красивое и весьма трогательное.
Но нужно понимать, что через таинство венчания нужно проходить не потому-что это современная дань моды. Помните, что это должно быть серьезным обдуманным шагом. Поэтому нужно знать все его особенности.
Что нужно для венчания
Провести обряд венчания в православной церкви можно в любое время — в день свадьбы, через несколько дней, через неделю или года. Для церкви неважно, когда вы на этот шаг решитесь. Главное, что нужно соблюдать все условия, которые предусматривает церковь.
Одним из важных условий проведения таинства является наличие документа о браке (свидетельства). Также молодые супруги должны быть крещенными. Тем не менее, последнее правило могут обходить. Сегодня не одна церковь разрешает провести обряд, когда один из супругов не православный христианин. Но при этом ставят условие, что дети, рожденные в этом браке, должны быть крещены в православной церкви.
Есть еще одно правило обряда венчания. Важно, чтобы супруги соответствовали брачному возрасту:
- жениху должно быть не менее 18 лет;
- невесте — должно исполниться 16.
Не стоит переживать, что вам откажут, если жена беременна. Этого не будет, так как есть мнение церкви, где дети должны рождаться только в венчаном браке. Также возможно проведение таинства, когда супруги не получили родительского благословения. В этом случае благословение может дать духовник.
Ограничений для обряда не много. Церковь не дает сове разрешение в таких случаях:
- когда супруги являются духовными или кровными родственниками;
- когда в брак вступают не крещенные или атеисты.
- когда вы зарегистрировали четвертый брак, церемонию можно проводить только три раза.
Подготовка к венчанию
К данной православной традиции нужно подготовиться духовно. Супруги перед обрядом должны молиться, причаститься, исповедаться и выдержать трехдневный пост, при котором запрещено употреблять продукты животного происхождения.
Перед венчанием нужно воздержаться от плотских отношений. Это правило также касается пар, которые прожили несколько лет в совместной жизни. Не вступать в близкие отношения нужно несколько дней до таинства.
Выбор поручителей
К выбору свидетелей нужно подойти ответственно. Зачастую их выбирают среди близких. Но здесь существует несколько правил. Свидетели обязательно должны быть крещенными. Категорически запрещается брать в поручители:
- пары, которые живут в «гражданском» браке;
- разведенных супругов.
Лучше всего пригласить в свидетелей молодых людей, которые не знакомы с супружеской жизнью. Но если у вас возникли какие-либо проблемы при поиске поручителей, обряд можно провести без них.
Что делают свидетели на венчании
При проведении этого церковного обряда на поручителей возлагаются определенные обязанности. Зачастую, действия и правила их выполнения, которые должны выполнять помощники супругов, оговариваются заранее со священнослужителем. Это нужно чтобы при проведении традиции венчания не возникло никаких проблем и накладок.
Традиционно на свидетелей накладываются следующие обязанности (но они могут отличаться в зависимости от правил самой церкви):
- Держать венцы над головами супругов;
- Сопровождать жениха и невесту при троекратном шествии;
- Стелить полотенце перед аналоем;
- Подавать обручальные кольца;
- Помогать собирать букеты после завершения церемонии.
Что дарят на венчание
Традициями этой церемонии не предусмотрено каких-либо определенных подарков. Но лучше всего дарить следующие вещи:
- полочки для иконостаса;
- иконы;
- подарочную библию;
- подсвечники;
- монеты с ликами святых;
- лампадки.
Как проходит венчание
Церемония условно делится на два этапа: обручение и венчание. Стоит отметить, что священник молодоженов будет называть исключительно их церковными именами. Молодых обручают перед входом в храм.
Невеста стоит всегда слева от жениха. Священнослужитель их благословляет и вручает зажжённые свечи, которые молодые держат до конца обряда.
Далее священник трижды переменяет кольца с руки парня на руку девушки. После чего они становятся женихом и невестой.
Господь всегда с Вами!
Смотрите видео в котором Вы узнаете о венчании и о том, как приготовится к таинству:
ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕНЧАНИЯ
Если же сразу совершается и Венчание, все входят в храм: впереди священник с кадилом, за ним жених и невеста с зажженными свечами. При этом поется псалом 127 с припевом: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе» после каждого стиха.
Блаженны все, боящиеся Господа.
Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.
Ходящие по путям Его.
Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.
Плоды трудов твоих ты будешь есть.
Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.
Блажен ты, и хорошо тебе будет.
Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.
Жена твоя, как виноградная лоза плодовитая по сторонам дома твоего.
Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.
Сыновья твои — как саженцы масличные вокруг трапезы твоей.
Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.
Вот, так будет благословен человек, боящийся Господа.
Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.
Да благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь блага Иерусалима во все дни жизни твоей.
Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.
И увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля.
Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.
Затем священник обращается к жениху и невесте с поучительным словом, объясняя им, в чем состоит Таинство Брака и как богоугодно и достойно им следует жить в супружестве.
По окончании же слова спрашивает священник жениха:
Имеешь ли ты, (имя), намерение доброе и непринужденное и крепкую мысль взять себе в жену эту (имя), которую здесь пред собою видишь?
И отвечает жених: Имею, честной отче.
Священник: Не давал ли обещания иной невесте?
Жених: Не давал, честной отче.
И тотчас священник, обращаясь к невесте, спрашивает и ее:
Имеешь ли ты, (имя), намерение доброе и непринужденное и твердую мысль взять себе в мужья этого (имя), которого здесь пред собою видишь?
И отвечает невеста: Имею, честной отче.
Священник: Не давала ли обещания иному мужу?
И отвечает невеста: Не давала, честной отче.
Тогда возглашает диакон: Благослови, владыка!
Священник: Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков!
Хор: Аминь.
Ектения великая
Диакон: В мире Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
О мире всего мiра, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
О святом храме сем и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем (высоко)преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе — имя), почтенном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всём клире и народе Божием Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
О Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
О рабах Божиих (имя) и (имя), ныне сочетающихся друг с другом в общение брака и о спасении их Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
О благословении этого брака, как брака в Кане Галилейской, Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Да будет подано им целомудрие и плод чрева на пользу, Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Да возвеселятся они, видя сынов и дочерей, Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Да будет даровано им утешение добрыми чадами и безупречное житие, Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
О даровании им и нам всех ко спасению прошений, Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Об избавлении их и нас от всякой скорби, гнева, и нужды Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
Хор: Господи, помилуй.
Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.
Хор: Тебе, Господи.
Священник возгласно: Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Диакон: Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Священник возглашает следующую молитву: Боже пречистый и всего творения Создатель, ребро праотца Адама по Своему человеколюбию претворивший в жену, и благословивший их, и сказавший: «Плодитесь, и размножайтесь, и владейте землею», и объявивший их обоих единым целым через супружество: ведь ради этого оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое в плоть единую, и тех, кого Бог сочетал, человек да не разлучает. Ты служителя Твоего Авраама благословивший и отверзший утробу Сарры, и соделавший его отцом множества народов! Исаака Ревекке даровавший, и рождением чад ее благословивший! Иакова с Рахилью соединивший и двенадцать патриархов от него явивший! Иосифа и Асенефу сочетавший, плод деторождения — Ефрема и Манассию им даровав! Захарию и Елисавету принявший и Предтечею Своим их чадо объявивший! От корня Иессеева по плоти израстивший Приснодеву и от Нее воплотившийся, и родившийся для спасения рода человеческого! По неизреченному Твоему дару и многой благости пришедший в Кану Галилейскую и тамошний брак благословивший, дабы явить, что Твоя воля есть законное супружество и от него деторождение: Сам Владыка Всесвятой, прими прошение нас, молящих Тебя, и, как там, и здесь невидимо попечение Свое явив, благослови этот брак и подай этим рабам Твоим (имя) и (имя) жизнь мирную, долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, потомство долговечное, радость о детях, неувядаемый славы венец. Сподоби их увидеть детей у детей своих, ложе их в безопасности от козней вражиих сохрани, и дай им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея и всякого блага, чтобы они могли уделять их и нуждающимся, даруя вместе и тем, кто с ними, все, ко спасению просимое.
Ибо Ты — Бог милости, и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу воссылаем, со Безначальным Твоим Отцом, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Диакон: Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Священник же возглашает и следующую молитву: Благословен Ты, Господи, Боже наш, священнодействия таинственного и чистого брака Совершитель, и супружества телесного Законодатель, непорочности Хранитель, житейских благ Распорядитель! Сам и ныне, Владыка, создавший в начале человека, и поставивший его царем творения, и сказавший: «Не хорошо одному быть человеку на земле: сотворим ему помощника, соответствующего ему». И, взяв одно из ребр его, Ты создал жену, увидев которую, Адам сказал: «Это ныне кость от костей моих и плоть от плоти моей: она наречется женой, ибо от мужа своего она взята. Потому оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое в плоть единую», и «тех, кого Бог сочетал, человек да не разлучает». Сам и ныне, Владыка Господи, Боже наш, ниспошли благодать Твою небесную на этих рабов Твоих, (имя) и (имя): и дай рабе сей во всем повиноваться мужу, и этому рабу Твоему быть во главе жены, чтобы пожить им по воле Твоей. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Авраама и Сарру. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Исаака и Ревекку. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Иакова и всех патриархов. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Иосифа и Асенефу. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Моисея и Сепфору. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Иоакима и Анну. Благослови их, Господи, Боже наш, как благословил Ты Захарию и Елисавету. Сохрани их, Господи, Боже наш, как сохранил Ты Ноя в ковчеге. Сохрани их, Господи, Боже наш, как сохранил Ты Иону во чреве кита. Сохрани их, Господи, Боже наш, как сохранил Ты святых трех отроков от огня, ниспослав им росу с небес. И да придет на них та радость, которую испытала блаженная Елена, когда обрела священный Крест. Вспомни их, Господи, Боже наш, как вспомнил Ты Еноха, Сима, Илию. Вспомни их, Господи, Боже наш, как вспомнил Ты сорок святых Твоих мучеников, ниспослав им с небес венцы. Вспомни, Господи, Боже наш, и воспитавших их родителей: ибо молитвы родителей утверждают основания домов. Вспомни, Господи, Боже наш, рабов Твоих, участников брачного торжества, собравшихся ради радости этой. Вспомни, Господи Боже наш, раба Твоего (имя) и рабу Твою (имя) и благослови их! Дай им плод чрева, прекрасных детей, единомыслие душевное и телесное. Возвысь их как кедры ливанские, как виноградную лозу ветвистую. Даруй им семя в колосе, чтобы, имея всякое довольство, изобиловали они всяким делом добрым и Тебе благоугодным. И да увидят сыновей у сыновей своих, как саженцы масличные вокруг трапезы их. И, благоугодив пред Тобою, да воссияют как светила на небесах, в Тебе, Господе нашем, Которому подобает слава, власть, честь и поклонение, ныне и всегда, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Диакон: Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Священник же возглашает и следующую молитву: Боже святой, создавший из праха человека, и из ребра его образовавший жену, и сочетавший с ним помощника, соответственного ему, ибо так угодно было Твоему Величеству, чтобы не одному быть человеку на земле. Сам и ныне, Владыка, ниспошли руку Твою от святого жилища Твоего и сочетай этого раба Твоего (имя) и эту рабу Твою (имя), ибо по воле Твоей сочетается с мужем жена. Соедини их в единомыслии, венчай их в плоть единую, даруй им плод чрева, утешение прекрасными детьми.
Ибо Твоя власть, и Твои — Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Затем священник, взяв венцы, венчает первым жениха, говоря:
Венчается раб Божий (имя) с рабою Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Также венчает и невесту, говоря:
Венчается раба Божия (имя) с рабом Божиим (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Также благословляет их трижды, возглашая:
Господи Боже наш, славою и честью увенчай их!
Диакон: Будем внимать!
Священник: Мир всем!
Чтец: И духу твоему.
Диакон: Премудрость!
Прокимен, глас 8
Возложил Ты на главы их венцы из драгоценных камней, / жизни они просили у Тебя и Ты дал им. Стих: Ибо дашь им благословение во век века, возвеселишь их радостью пред лицом Твоим. Ср. Пс 20:4б, 5а, 7
Диакон: Премудрость!
Чтец: К Эфесянам послания святого апостола Павла чтение.
Диакон: Будем внимать!
Послание к Эфесянам, зачало 230б
Братья, благодарите всегда за всё Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа, подчиняясь друг другу в страхе Христовом. Жены да подчиняются своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он — Спаситель тела. Но, как Церковь подчиняется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите жен своих, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив омовением в воде посредством слова, чтобы Ему поставить пред Собою Церковь во славе, не имеющей ни пятна, ни порока, ни чего–либо подобного, но чтобы она была свята и непорочна. Так должны и мужья любить своих жен, как свои тела. Любящий свою жену себя самого любит. Ибо никто никогда не имеет ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Христос Церковь, потому что мы члены Тела Его от плоти Его и от костей Его. Поэтому оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое плотью единою. Тайна эта велика, говорю же я применительно ко Христу и к Церкви. Что же касается вас, пусть каждый любит свою жену, как самого себя, а жена да боится мужа. Еф 5:20–33
Священник: Мир тебе!
Чтец: И духу твоему.
Диакон: Премудрость!
Аллилуия, глас 5
Стих: Ты, Господи, сохранишь нас и сбережёшь нас от рода сего и вовек. Пс 11:8
Диакон: Премудрость! Станем благоговейно! Услышим святое Евангелие!
Священник: Мир всем!
Хор: И духу твоему.
Священник: От Иоанна святого Евангелия чтение.
Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!
Диакон: Будем внимать!
Евангелие от Иоанна, зачало 6
В то время был брак в Кане Галилейской, и была Матерь Иисуса там. Был зван также Иисус и ученики Его на брак. И когда недостало вина, Матерь Иисуса говорит Ему: вина у них нет. И говорит ей Иисус: что Мне и Тебе, женщина? Еще не пришел час Мой. Говорит Матерь Его слугам: сделайте все, что Он вам скажет. Стояли там каменные сосуды для воды, числом шесть, для очищений Иудейских, вмещавшие по две или три меры. Говорит им Иисус: наполните сосуды водой; и наполнили их доверху. И говорит им: зачерпните теперь и несите к распорядителю пира. Они понесли. Когда же отведал распорядитель пира воды, сделавшейся вином — и не знал он, откуда оно: знали слуги, черпавшие воду, — зовет жениха распорядитель пира и говорит ему: каждый человек сперва доброе вино ставит, и когда опьянеют, худшее: ты же сохранил доброе вино доселе. Так положил Иисус начало знамениям в Кане Галилейской и явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его. Ин 2:1–11
Священник: Мир тебе, благовествующему!
Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!
Ектения сугубая
Диакон: Возгласим все от всей души и от всего помышления нашего возгласим.
Хор: Господи, помилуй.
Господи Вседержитель, Боже отцов наших, молимся Тебе, услышь и помилуй.
Хор: Господи, помилуй.
Помилуй нас Боже по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй.
Хор: Господи, помилуй (3).
Ещё молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении рабов Божиих (такого–то и такой–то — имена новобрачных),
Хор: Господи, помилуй (3).
Ибо Ты — милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Диакон: Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Священник произносит следующую молитву: Господи, Боже наш, по спасительному Твоему промыслу удостоивший брак в Кане Галилейской открыто почтить Своим пришествием, Сам ныне рабов Твоих (имя) и (имя), которым Ты благоволил соединиться (друг с другом), в (мире и) единомыслии сохрани, священным их брак яви, непорочным их ложе соблюди, совместной жизни их незапятнанной пребывать благоволи, и удостой их достигнуть старости почтенной, с чистым сердцем исполняющими заповеди Твои
Возгласно: Ибо Ты — Бог наш, Бог милующий и спасающий, и Тебе славу воссылаем, со Безначальным Твоим Отцом, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Диакон: Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
Хор: Господи, помилуй.
Дня сего совершенного, святого, мирного и безгрешного у Господа просим.
Хор: Подай, Господи.
Ангела мира, верного наставника, хранителя душ и тел наших у Господа просим.
Хор: Подай, Господи.
Прощения и оставления грехов и согрешений наших у Господа просим.
Хор: Подай, Господи.
Доброго и полезного душам нашим и мира мiру у Господа просим.
Хор: Подай, Господи.
Прочее время жизни нашей в мире и покаянии окончить у Господа просим.
Хор: Подай, Господи.
Христианской кончины жизни нашей безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном суде Христовом просим.
Хор: Подай, Господи.
Единства веры и общения Святого Духа испросив, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.
Хор: Тебе, Господи.
Священник возглашает: И удостой нас, Владыка, с дерзновением, не в осуждение иметь смелость призывать Тебя, Небесного Бога, Отца, и возглашать.
Народ: Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.
Священник: Ибо Твоё Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Священник: Мир всем!
Хор: И духу твоему.
Диакон: Главы ваши пред Господом преклоните!
Хор: Тебе, Господи.
Также приносится общая чаша, и священник благословляет ее, произнося следующую молитву.
Диакон: Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Священник: Боже, все сотворивший силою Твоею, и утвердивший вселенную, и украсивший венец всего, Тобою сотворенного, и эту общую чашу подавая сочетавшимся ко общению брака, благослови благословением духовным.
Возгласно: Ибо благословенно Твое имя, и прославлено Твое Царство, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Также священник, взяв общую чашу, преподает им трижды: сперва мужу, а потом жене,
И тотчас священник берет их и трижды обводит вокруг аналоя, восприемник же сзади придерживает венцы. И поет священник или хор следующие тропари:
Глас 5
Исаия, ликуй! / Дева зачала во чреве / и родила Сына Эммануила, / Бога и человека, / Восток — имя Ему. / Его величая, мы Деву восхваляем.
Глас 7
Святые мученики, / прекрасно подвизавшиеся и увенчанные, / ходатайствуйте пред Господом / о помиловании душ наших.
Слава Тебе, Христе Боже, / Апостолов похвала, мучеников радость, / тех, чья проповедь / — Троица единосущная.
Затем священник приподнимает венец жениха и говорит:
Возвеличься, жених, как Авраам, и будь благословен, как Исаак, и умножься, как Иаков, шествуя в мире и исполняя в правде заповеди Божии.
И, приподнимая венец невесты, говорит:
И ты, невеста, возвеличься, как Сарра, и возвеселись, как Ревекка, и умножься, как Рахиль, веселясь о своем муже, храня пределы закона: ибо так благоволил Бог.
Диакон: Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Священник молитву: Боже, Боже наш, пришедший в Кану Галилейскую и тамошний брак благословивший! Благослови этих рабов Твоих, по Твоему промыслу соединившихся ко общению брака: благослови их при входе и выходе их, умножь все блага в жизни их, прими венцы их в Царство Твое, незапятнанными, и безупречными, и безопасными от вражьих козней соблюдая их во веки веков.
Хор: Аминь.
Священник: Мир всем.
Хор: И духу твоему.
Диакон: Главы ваши пред Господом приклоните.
Хор: Тебе, Господи.
И молится священник: Отец, Сын, и Святой Дух, всесвятая, и единосущная, и живоначальная Троица, единое Божество и Царство, да благословит вас, и да подаст вам долголетие, счастье в детях, успех в жизни и вере, и да исполнит вас всех благ на земле, и да удостоит вас вкусить и обещанных будущих благ, по ходатайствам святой Богородицы и всех святых, аминь.
Затем все подходят и поздравляют их; и после взаимного целования и священник произносит отпуст.
Диакон: Премудрость!
Хор: Честью высшую Херувимов / и несравненно славнейшую Серафимов, / девственно Бога–Слово родившую, / истинную Богородицу — Тебя величаем.
Священник: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе.
Хор: Слава, и ныне: Господи, помилуй (3) Благослови.
Священник говорит отпуст: В Кане Галилейской Своим присутствием брак священным объявивший, Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, святых Богом венчанных царей и равноапостольных Константина и Елены, святого великомученика Прокопия и всех святых помилует и спасет нас, как Благой и Человеколюбец.
Хор: Аминь.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >