Содержание
- Как хоронят евреев.
- В какие приметы верят евреи?
- Кто и когда должен хоронить умершего
- Отношение к вскрытию, кремации и бальзамированию
- Что делать сразу после смерти человека
- Траур до погребения
- Подготовка к погребению
- Место погребения
- Обряд криа
- Процедура прощания с покойником
- Погребение
- Первый период траура шива
- Как поминают усопших у евреев?
- Смерть и траур в еврейской традиции
- Периоды траура
- Запреты
- Похороны
- Законы траура
- Традиции поминовения и посещения могилы
- Уход за могилами на Еврейском Преображенском кладбище С.Петербурга
Как хоронят евреев.
Умершего еврея в обязательном порядке должны похоронить именно на еврейском кладбище. При похоронах и поминках тоже присутствуют одни евреи. Поэтому вам вряд ли удастся лично присутствовать на похоронах. В чем же различие между христианскими похоронами и традиционно иудейскими траурно-похоронными обрядами? Благодаря отсутствию точной информации народная молва нередко выдумывает небылицы, далекие от истины. Бытует мнение, что евреев принято хоронить не по-людски, сидя или лицом вниз. Это предрассудки, не более того. Как же на самом деле хоронят евреев?
Начнем с того, что на похороны не принято приносить венки и цветы. Тора запрещает заимствование обычаев из других религий. Не услышите на похоронах евреев ни приветствия, ни напыщенных речей. Не принято говорить о житейских проблемах. Этим вы проявите не уважению к покойному. Поэтому на похоронах по обычаю молчат до тех пор, пока к ним не обратятся скорбящие.
Выказывать почтение и уважение к покойному не возбраняется. Это разрешается делать только до поминальной молитвы «Эль мале рахамим» Соболезнования родня умершего начнет принимать на кладбище. Для этого существует целый обряд. После того, как тело придали земле, все встают в два ряда и между ними проходят родственники умершего и принимают соболезнования. Это они обязаны делать, сняв обувь.
Похоронные обряды у иудеев имеют некоторое сходство с похоронами в Исламе. Хоронить надлежит, как можно скорее. Это требует мицва из Торы. Исключением будет только субботний день или праздник. Так же уважительной причиной, чтобы отложить похороны более чем на один день, принято считать ожидание прибытия близкого родственника умершего. Стоит учитывать, что душа умершего должна как можно скорее вознестись к Господу. Промедление оскорбительно для Всевышнего ожиданием. В то же время, если дождь или непогода застигнет похоронную процессию в дороге, то скрыть покойного от непогоды на время считается богоугодным поступком.
Отношение к смерти философское, как и у мусульман. Нынешняя жизнь похожа на жизнь в пещере под землей. Ценить нет смысла то, чем мы гордимся в этой жизни. Выйдем из пещеры и увидим мир истинный (олам оба), который гораздо больше и разнообразнее, чем мы можем себе представить. Из всех ценностей этой жизни еврей может взять с собой только Тору и добрые поступки, которые тот успел совершить.
После смерти нет богатых и бедных, все едины перед ликом Господа. Поэтому всех умерших облачают в простое белое одеяние тахрихим. Мужчину могут похоронить в той одежде, в которой он молился, в таллите. Так же, с целью равенства в смерти, хоронят в простом гробу без вычурной отделки. Похоронами и подготовкой тела занимаются специалисты похоронного общества хевра кадиша.
Хевра Кадиша переводится, как святое братство. Это не обычное похоронное агентство, как можно подумать. В состав Хевра Кадиша выбираются общиной уважаемые и богатые люди. Естественно только евреи. Они чтят многовековые традиции и следуют заповедям Торы. Похороны не являются основным видом их деятельности. Только в случае чьей-либо смерти они собираются, чтобы оказать помощь в подготовке тела согласно всем заповедям.
Почему именно люди с достатком должны быть в Хевра Кадиша? Это не является какой-то дискриминацией или чем-то подобным. Напротив, все делается только с целью оказания умершему почтения. Если В Хевра Кадиша работать на постоянной основе, то для получения заработка они будут ожидать чьей-либо смерти, а это не приемлемо. Все же стоит заметить, что Хевра Кадиша уже переходит на постоянный вид деятельности в отдельных общинах.
Когда все остальные горюют без работы, члены общества Хевра Кадиша напротив очень рады тому, что они сидят без дела. Значит смерть обходит стороной их общину. Глубокий смысл, достойный уважения.
У Хевра Кадиша есть свой устав, записанный в книгах. Согласно устава с богатых за свои услуги берут больше, бедняков хоронят в итоге за свой счет. Места на кладбище предоставляются всем бесплатно. Хевра Кадиша обязан заниматься благотворительностью. Когда младенец приходит в мир, его моют и он чист душой и телом. Хевра Кадиша омывают тела умерших по обычаю обычай (таhара). Тем самым завершают жизненный цикл и отправляют в мир иной чистым, как младенца. Для этого используется не меньше 20 литров воды. Мужчины моют мужчин, а женщины женщин.
Вскрытие и бальзамирование запрещено. Отношение у иудеев к телу умершего более щепетильное, чем в других религиях. Чтобы осознать, что тело умершего священно, приведем один пример. В случае, если человек умер при обстоятельствах, когда на одежду пролилась его кровь, то в этой одежде и принято хоронить. Тахрихим уже не обязателен. Кровь умершего так же священна, поэтому тело не омывают по обычаю таhара. Мы созданы по подобию Всевышнего, отделять от тела органы или кровь после смерти не вправе, это кощунство для иудея.
Соответственно и кремировать умершего никто не даст. Даже если это было желание покойного. Существует закон из Торы (Брейшит, 3:19), в котором говорится: «Ибо прах ты и во прах возвратишься». Душа стремится к Богу, а тело должно слиться с природой, как ей и предначертано. С этой целью в гробу проделывают в днище отверстие, чтобы прах в дальнейшем смешался с землей. Поэтому для евреев слова «придать земле» не пустой звук. Опять же именно той земле, где похоронены только евреи.
У евреев существует принцип почтения к умершим «квод аметп», в котором все это оговаривается. К похоронным обрядам иудеи относятся ответственно. Иудеи чтят своих умерших. Лица покойного не покажут. По незнанию сторонние люди могут попросить открыть лицо. Тогда не удивляйтесь, если услышите подобное этому: «это не кукла для зрелищ, чтобы любоваться». Это не грубость. Это квод аметп. Да и врагам умершего будет меньше причин, чтобы лишний раз позлорадствовать.
Рядом с телом покойного до похорон обязательно должен находиться человек, и читать Псалом Тегилим. Тело после смерти лишается души. Чтобы им не завладела нечисть необходимо обязательно быть рядом. Даже в морге, если похороны отложены на другой день. Точно сказать не можем из разряда ли это похоронных обрядов древности, но обязательно для исполнения в любом случае.
Раз уже подобрались к обрядовым традициям иудеев, то необходимо упомянуть обряд криа. Это когда в знак траура раввин разрывает край одежды у ближайших родственников умершего. Они обязаны так ходить всю ближайшую неделю траура Шив-а. После недели траур называется Шлошим. По сути Шив-а первая неделя 30 дневного траура Шлошим. Все это время скорбящий не стрижет ногти, не стрижется и не бреется, не носит кожаную обувь и новые одежды, отменяется на время траура супружеская близость. Запрещено мыться для удовольствия, а только чтобы смыть в холодной воде пот с тела. Запретов много, скажем только, что все они направлены на то, чтобы не наслаждаться мирской жизнью в трауре, а чтить память умершего.
Все это время горюющие должны читать молитву Кадиш. Желательно, чтобы это был сын. К сыну отношение евреев особенное. Считается, что сын при чтении молитвы возвышает души родителей на Высшем суде. Справедливости ради стоит заметить, что Кадиш не является молитвой за упокой. Это молитва направлена на возвышение имени Бога. Все это время в комнате должна гореть свеча.
Для иудея существует мицва милосердия. Евреи в плане соболезнования не назойливый народ. Говорить принято только, если с тобой заговорит сам авель, или авелим-скорбящие. Традиционные слова приветствия, шалом, считаются в горе лишними. Друзья и родственники приходят и молятся вместе с авелим, дабы утешить его в горе и смириться с волей Неба. Маленькая деталь, авель-это длительно скорбящий. А до этого скорбящий называется у иудеев онан-начавший скорбеть. Онан до похорон, авель после похорон.
Траур Шлошим может быть увеличен еще на 11 месяцев, если авелим скорбят только по умершим родителям. А так существует правило, если Шлошим выпадет на праздник, то с начала праздника траур заканчивается и не возобновляется. Поминок евреи не устраивают. Близкие друзья и родственники подают трапезу сочувствия, которая символизирует бесконечное горе, замкнутый круг — яйцо сваренное в крутую.
В какие приметы верят евреи?
Вкратце коснулись традиционно иудеских траурно-похоронных обрядов и узнали, как хоронят евреев. Почему же еврей обязательно должен быть похоронены только на еврейском кладбище? Считается, что душа еврея страдает, если рядом с телом находятся иноверцы. В том случае, если не удается похоронить на еврейском кладбище, могилу иудея принято копать как можно дальше от всех или глубже на 1 метр. Сверху могилы ставится надгробный памятник мацейва. Мацейва- устанавливается по окончанию Шлошим. Но может быть установлен и по истечению года со дня смерти умершего.
Осталось только понять, для чего у выливают воду в доме, где умер кто-то из близких? Рекомендуется так же вылить воду и в трех соседних домах. Для восприятия этой информации необходимо обратиться к истокам иудаизма. В Талмуде говориться об ангеле смерти Малхемувес. В изголовье умирающего появляется Малхемувес, который держит меч. Меч это обмазан ядовитой желчью, который стекает с него в рот вопящего от ужаса иудея. Это и является причиной его смерти.
Меч свой Малхемевус может отмыть от желчи в ближайшей емкости с водой. Где именно знать никто не может. Поэтому, чтобы избежать очередной смерти необходимо вылить всю имеющуюся воду, хранящуюся в емкостях. В Подолии и Бесарабии вообще могут вылить любую незакрытую посуду с жидкостью. Разницы нет, будет это суп или чай. Данный обычай берет начало в XVI веке. Это обязательно к исполнению, согласно своду законов Шульхан арух. Возможно это проводится с гигиенической точки зрения. В жарких странах процесс разложения трупа может повлечь заражение воды в доме. Но могут быть и другие научные объяснения данному обычаю. Мы же рассматриваем только поверья и обычаи иудеев.
Иудеи так же склонны доверять различным приметам, как и верующие других религиозных направлений. Есть такая же традиция накрывать зеркала и не снимать покров до окончания траура. Мистика только отсутствует. Связано с тем, что отражение в зеркале приведет еще в большее уныние и будет отвлекать от молитв по усопшему.
Вой собаки так же у евреев является предвестником смерти. Собака воет, покойника кличет. Многие слышали об этой примете. Только не каждый знает, как можно обмануть смерть. Евреи знают. Дают совет, что необходимо перевернуть в доме обувь. Тем самым удастся обмануть смерть. Переворачивание обуви, как бы символизирует переход в иное состояние, должно сымитировать саму смерть. Насколько это правдиво неизвестно. Но говорят, что собачий вой сразу прекращается.
Иудеи проецируют вопросы, связанные со смертью на обувь, если вы заметили. В трауре запрещено одевать обувь из кожи и ее снимают, когда на похоронах принимают соболезнования. С чем это связано не евреям постичь не дано. Может кто-то из вас сможет прояснить этот вопрос в комментариях? Возможно упустили, что-то важное в похоронных традициях иудеев. Мы будем только рады комментариям людей сведущих в этом плане, если вы нас поправить в чем-то или дополните информацию.
До свиданья –ЛЕИТРАОТ.
Кто и когда должен хоронить умершего
Еврейские традиции предписывают похоронить умершего в любом случае, даже если он посторонний человек. Когда у усопшего нет родственников и знакомых, которые бы взяли на себя организацию похорон, о его погребении заботятся находящиеся рядом люди:
- соседи;
- сослуживцы;
- прохожие.
Если еврей увидел на улице покойника, он должен оставить все дела и похоронить его.
Забота о похоронах чужого человека или родственника считается добрым делом, сделанным из самых чистых и благочестивых побуждений. Мудрецы считают, что за помощью живому человеку может скрываться надежда на ответное благо. Добро, оказываемое мертвому человеку, совершенно бескорыстно.
Закон Торы предписывает хоронить усопшего как можно быстрее.
Покойника предают земле в день его смерти или на следующий день, если он умер вечером. Хотя в Иерусалиме похоронные обряды осуществляют даже ночью.
Промедление в проведении похоронных обрядов считается оскорблением Всевышнего, поскольку человек создан по его образу. Пока человек не погребен, его душа не может предстать перед Всевышним и получить от него предназначенное для нее добро. Люди, которые откладывают погребение, причиняют сильный вред своей душе. Поэтому поручить заботы о похоронах лучше тем родственникам, которые находятся рядом и могут сделать это быстрее.
Откладывать еврейские похороны можно только по очень уважительным причинам. Например, если близкий родственник не может быстро приехать. Можно повременить с погребением, когда нет возможности сразу организовать достойные похороны. Если погиб незнакомый человек, его хоронят не сразу в надежде на то, что его близкие найдутся. Еврейская культура запрещает хоронить в субботу или в праздничный день. В таком случае погребение осуществляют ночью с субботы на воскресенье или сразу после праздника.
При соблюдении правил похоронного ритуала нужно придерживаться меры. Преждевременные похороны уважаемого человека или одного из родителей будут расценены как пренебрежение. Однако если родственники будут торопиться по дороге на кладбище, стараясь уберечь покойника от проливного дождя, это будет воспринято с одобрением.
Если организацию похорон взяли на себя одни родственники, другие могут не принимать участие в подготовке к погребению. Однако участие в похоронной процессии считается «истинной милостью» в еврейской культуре.
Отношение к вскрытию, кремации и бальзамированию
Еврейские традиции запрещают осуществлять вскрытие покойного, поскольку душа человека неразрывно связана с его телом, особенно сразу после смерти. Не разрешается без самой крайней необходимости разрушать человеческую форму, созданную по образу и подобию Всевышнего. Расчленение расценивается как бесчестие для покойника.
Из уважения к мертвому его хоронят в том виде, в каком он был на момент смерти.
Если есть уважительные причины для вскрытия, родные погибшего должны настаивать на проведении процедуры с максимальным почтением к умершему, кроме того, на скорейшем возвращении тела и всех его органов (в том числе и крови) похоронному братству Хевра кадиша.
Кремация в еврейской культуре строго запрещена. Закон Торы предписывает хоронить умерших в земле. Всевышний сказал Адаму: «Ты прах земной и в прах возвратишься» (Бытие 3:19). Позднее в Торе этот же принцип выражается в законе ки кавор тикберену — «и обязательно следует захоронить его» (Второзаконие 21:23). Душа покойного поднимается к небесам, а его физическая оболочка должна стать частью хранилища природных химических элементов. Хоронить покойного в мавзолее разрешается только в том случае, если тело в нем будет находиться ниже уровня земли.
Некоторые еврейские авторитеты настолько негативно относятся к кремации, что настаивают на запрещении захоронения кремированных останков на еврейском кладбище. Похоронное братство не берется за такие похороны и не требует соблюдать траур. Оправданием для кремации не может быть даже необходимость переезда в Израиль на постоянное место жительства. Некоторые намеренно кремируют родственников, чтобы забрать с собой урну и похоронить ее в Израиле. Желание покойного быть кремированным тоже не учитывается.
Закон Торы настаивает на естественности процессов распада тела.
Никаких средств для ускорения или замедления разложения использовать нельзя. По этой причине запрещено бальзамирование. Однако в некоторых случаях допускается замораживание тела и введение в него консервирующих растворов. Например, если тело необходимо перевезти на значительное расстояние.
Что делать сразу после смерти человека
Сразу после того, как врач зафиксировал смерть, все окна в помещении открывают, а всю воду, находящуюся в любых сосудах, выливают. То же самое должны сделать все соседи умершего. В доме, где умер человек, закрывают тканью зеркала и картины. Затем покойнику закрывают глаза. Желательно, чтобы это сделал его сын. Евреи верят, что сын может помочь душе покойника во время загробного суда.
Тело умершего кладут на пол, соединяют его ноги вместе и складывают руки на груди. Покойника накрывают простыней с головой, а у изголовья ставят зажженные свечи. Если нет возможности полностью накрыть тело, нужно обязательно закрыть лицо.
Важно не оставлять покойника одного.
Кто-то из близких должен находиться рядом с телом и читать Тегилим (Псалмы, сложенные царем Давидом). Сразу после того, как душа покойного покинула тело, нечистые силы могут завладеть ею. Евреи верят, что чтение Тегилим помогает отпугнуть нечистые силы.
В помещении, в котором находится покойник, нельзя пить и принимать пищу. Если нет возможности уйти в другую комнату, от умершего отгораживаются хорошо закрепленной непрозрачной перегородкой высотой не менее 80 см.
Если смерть наступила в субботу, до ее окончания передвигать тело нельзя. При крайней необходимости можно попросить подвинуть покойника представителя другой религии. При этом нужно положить на усопшего кусок хлеба.
Траур до погребения
Ближайший родственник, который обязан соблюдать траур, называется онен (означает «человек, убитый горем»). По закону Торы оненом скорбящий является только до захода солнца в день смерти. Однако еврейские авторитеты постановили считать оненом родственника до самых похорон.
Онен не должен смеяться и вести посторонние разговоры. Близкий родственник признается оненом, даже если находится далеко от покойного, а организацией похорон занимаются другие родственники. Онен не принимает прямого участия в подготовке к похоронам, хотя и может решать некоторые организационные вопросы. Ему позволено носить до погребения кожаную обувь.
Онен не имеет права мыть тело, стричься, подстригать ногти, пользоваться косметикой или духами, а также вступать в супружеские отношения.
Он не должен надевать новую, чистую и выглаженную одежду. Если необходимо онену переодеться, другой человек должен немного поносить костюм, прежде чем отдать его скорбящему. Онен должен сидеть на полу или на низкой скамейке. Ему запрещено работать или нанимать других людей, чтобы выполнить свои обязанности. Если бездействие грозит онену большими убытками, он должен обратиться за советом к раввину.
Подготовка к погребению
После получения сообщения о смерти человека представители похоронного братства Хевра кадиша начинают готовить иудейские похороны. Сначала они совершают ритуальное омовение тела (тагара). Обмывание — это древняя еврейская традиция, которая выполняется неукоснительно. Покойного омывают с головы до ног теплой водой и окунают его в микву, если есть такая возможность. Миквой называют резервуар для омовения с целью очищения от ритуальной нечистоты.
Впогребальном обряде используют отдельную микву.
Вместо омовения в микве можно вылить на голову покойника 9 кавов воды (12, 44 л), поставив его на ноги. Струя воды должна омывать все тело, не прерываясь. Волосы расчесывают и подстригают, если в этом есть необходимость. Пальцы умершего не сгибают и ничего в них не вкладывают.
Затем покойника заворачивают в льняной саван белого цвета (тахрихин). Саван ничем не украшают. Его закрепляют льняной ниткой. Традиция хоронить покойников в белой одежде очень древняя. Она демонстрирует равенство людей разных сословий и достатка перед смертью. Одежда должна быть чистой, идеально белой, сшитой вручную.
Мужчин облачают в талит.
Талитом называют изготовленное особым образом прямоугольное покрывало. Оно символизирует подчинение воле Всевышнего. Желательно использовать тот талит, в котором покойный молился при жизни. Один угол талита разрезают, чтобы сделать его непригодным к использованию.
Исключением является гибель человека, в результате которой его одежда была запачкана кровью:
- несчастный случай;
- автомобильная катастрофа;
- болезнь сопровождающаяся кровотечением.
В таком случае оставляют на теле пропитанный кровью костюм. Необходимо только развязать имеющиеся на нем узлы (галстук). Кровь покойного является неотъемлемой частью его тела. Однако если капли крови брызнули на одежду другого человека, хоронить ее вместе с покойником не следует. С ткани отстирывают загрязнения и выливают оставшуюся после стирки воду на могилу.
После омовения и облачения в белую одежду тело помещают в простой гроб из дерева. В еврейской культуре не принято использовать лакированные гробы с металлическими ручками и богатой внутренней обивкой. На умершего не надевают тапочки. В гроб не нужно класть цветы и любые другие посторонние предметы. На глаза покойного кладут немного земли или осколок глиняной посуды.
Место погребения
Очень важно похоронить покойного на еврейском кладбище. Если такой возможности нет, нужно разместить могилу еврея на расстоянии не менее 2 м от находящихся рядом захоронений неевреев. Когда сделать нужную дистанцию невозможно, между могилой еврея и нееврея устанавливают ограждение высотой не менее 1 м.
Желательно закопать гроб глубже в землю, чтобы тело покойника находилось ниже уровня других могил на 1 м.
Можно использовать для захоронения участок на еврейском кладбище, на котором есть брошенная могила. В таком случае гроб располагают на 60 см выше старого захоронения. Разрешается использовать для погребения старую могилу еврея на нееврейском кладбище.
Гроб помещают на 60 см выше истлевшего тела.
На надгробном памятнике обязательно должны быть упомянуты имена обоих покойников.
Могилу на кладбище нельзя рыть заранее. Если ее вырыли накануне похорон, на ночь ее нужно обязательно засыпать, а утром вырыть повторно. Во время подготовки к погребению родственникам покойного не выражают соболезнований, даже если горе вызвали преждевременные похороны молодого человека.
Обряд криа
Согласно нормам традиционного иудейского права (Галаха), тот, кто присутствовал при смерти еврея, должен совершить обряд криа, разрезая на себе одежду ножом. Обряд криа символизирует рану, которую нанесла родственникам и близким смерть усопшего. Еврейские законы предписывают делать дыру на одежде в области сердца.
Однако это правило было отменено еврейскими авторитетами, поскольку из-за необходимости совершения обряда криа люди отказывались подходить к умирающему. Теперь разрывать одежду разрешается на похоронах. В Иерусалиме принято совершать обряд криа перед отправкой на кладбище. Его могут осуществлять только самые близкие родственники. Все остальные присутствующие на погребении следовать этому обычаю не обязаны.
Одежду немного надрезают спереди возле воротника ножницами или ножиком, потом произносят слова: «Благословен Ты, Бог наш, Владыка Вселенной, судящий истинно». После этого берут руками концы разрезанной ткани и тянут их в стороны, разрывая одежду на 1 тэфах (на глубину 9,6 см). Разрез должен быть сделан строго вниз. Если умер один из родителей, разрывают одежду с левой стороны.
На похоронах других родственников рвут ткань с правой стороны.
Если надрез был сделан случайно неправильно, новый делать не нужно. Перед совершением обряда криа надо обязательно встать. Если человек совершил обряд криа, не вставая, считается, что он заповеди не исполнил. Ему нужно сделать повторный разрыв. Еврейские авторитеты разрешают переодеваться перед обрядом криа в простую одежду.
Тот, кто находился возле постели умирающего, может слегка надорвать ткань своей одежды в незаметном месте. Достаточно сделать ровный разрыв, который можно будет потом без труда зашить. Хотя разрывать одежду вдоль шва не разрешается.
Зашивать разрыв нельзя, пока не пройдет 30 дней со дня смерти покойного. Запрещается даже скалывать его булавками. Если человек похоронил одного из родителей, разрыв не зашивают никогда. Через месяц после похорон разрешается только заметать его.
Обряд криа можно совершать с опозданием, сразу после получения известия о смерти. Если человек узнал о смерти родителей, он сразу разрывает на себе одежду, даже если трагедия произошла давно. Разрывать одежду после сообщения о гибели других родственников, если прошло больше месяца после их похорон, не нужно.
Процедура прощания с покойником
Процедура похорон начинается сразу после того как представители похоронного братства Хевра кадиша омоют покойника, облачат его в погребальные одежды и поместят его в гроб. Похоронная процессия отправляется на кладбище пешком, если оно расположено поблизости. Все прохожие, которые увидели процессию, должны остановиться и сделать несколько шагов вместе с ней. Если они этого не сделают, их действия будут расценены как пренебрежение и знак неуважения к усопшему. В похоронной процессии мужчины и женщины должны идти отдельно. Это правило нужно соблюдать и во время возвращения домой с похорон.
Прощание с покойником происходит в помещении, которое называется Бейт моэд лехоль хай (Дом, предназначенный для каждого живущего). Обычно оно расположено при входе на еврейское кладбище. Когда организуют похороны в Израиле, тело не выставляют на всеобщее обозрение в открытом гробу и не гримируют труп. Такие действия являются оскорблением памяти усопшего. Он должен запомниться близким живым, а не загримированным покойником. Считается, что по открытому лицу покойного могут узнать случайно проходящие мимо враги.
Они порадуются его смерти.
Во время прощания родственники и близкие не скрывают своего горя и говорят последние слова. Они вспоминают все хорошее, что сделал умерший, и подчеркивают боль, которую принесла утрата. Целью надгробной речи является понимание глубины и горечи разлуки. Хотя в еврейской культуре не принято сдерживать эмоций, прощаясь с покойным, существуют определенные границы выражения скорби. Нельзя громко кричать, царапать свое тело и рвать на себе волосы. Целовать усопшего и брать его за руку в еврейской культуре не принято.
После прощания с умершим хазан (представитель общины, которому доверена общественная молитва) читает отрывки из Священного Писания, в которых указывается на справедливость приговора Всевышнего. Он призывает оставшихся в живых задуматься о собственной жизни.
Погребение
Гроб выкатывают из помещения представители похоронного братства Хевра кадиша (все они обязательно должны быть мужчинами). Все остальные участники похоронной церемонии застывают в молчании. За гробом сначала идут близкие родственники, а затем другие сопровождающие.
Покойника хоронят в лежачем положении на спине, лицом кверху. После опускания умершего в землю ближайшие родственники подходят к могиле и бросают пригоршни земли на крышку гроба. Жуткий звук ударов помогает скорбящим осознать неотвратимость потери. Засыпать гроб землей может любой желающий. Если это делают несколько родственников, лопату не передают из рук в руки. Ее надо сначала положить на землю.
Прежде чем засыпать могилу один из родственников должен произнести Кадиш (еврейская молитва, прославляющая святость Всевышнего и выражающая стремление к искуплению и спасению). Желательно, чтобы Кадиш читал сын покойного. Если сына нет, читать молитву поручают брату или дяде умершего. Необходимо выбрать такого родственника, который уже похоронил одного или обоих родителей. По еврейской традиции чтение молитвы символизирует замену умершего его продолжателем. После засыпания могилы хазан читает поминальную молитву.
На могилу не кладут цветы и венки.
Если кто-то из сопровождающих принес цветы на кладбище, уносить их нельзя. Цветы оставляют возле могилы, когда гроб будет засыпан землей.
После погребения друзья и близкие усопшего образуют коридор, становясь с обеих сторон дороги. Когда по коридору проходят самые близкие родственники, остальные сопровождающие выражают им свое соболезнование. Проходить между рядами близких родственники должны босиком.
Перед тем как войти в дом, участники похоронной церемонии должны обмыть каждую руку 3 раза.
Первый период траура шива
Первый период траура длится 7 дней. Он называется шива. Сразу после погребения онен становится авелем. В глубоком трауре находятся 7 самых близких родственников умершего: муж (жена), мать, отец, дочь, сын, сестра или брат. Их называют авелим (множественное число от «авель»). Скорбящие не работают и не делают ничего по дому. Домашние работы нельзя делать не только им, но и другим людям. Допускается только приготовление пищи. Эту работу поручают другим родственникам.
Во время траура нельзя мыть тело.
Разрешается ополаскивать руки, ноги и лицо холодной водой. Горячей водой можно пользоваться только по медицинским показаниям. Под запретом находятся супружеские отношения. На протяжении первых 7 дней нельзя есть мясо и пить вино.
Авелим постоянно находятся в доме одного из скорбящих, погрузившись в траур. Желательно выбрать для проведения траурного периода дом, в котором жил покойный, поскольку в нем находится его дух. Вся семья должна объединиться и забыть о размолвках во время траура. Однако если некоторым родственникам комфортнее скорбеть в одиночестве, они могут соблюдать шива у себя дома.
Особенно важны первые 3 дня после похорон.
Их называют «3 дня плача». В первые 3 дня после погребения не рекомендуется посещать авелим, чтобы выразить им свое соболезнование.
Родственники должны сидеть на полу, на подушках или на низких скамейках. Им запрещено носить кожаную обувь, даже если из кожи сделаны только отдельные ее части. Скорбящие не здороваются и не отвечают на приветствие. Другие родственники не начинают разговор первыми.
Обряд шива очень важен для души усопшего. Согласно представлениям иудаизма, душа покойника 7 дней после смерти мечется между могилой и своим домом, пытаясь найти утешение. Она может страдать, не желая смириться с необходимостью покинуть земное тело, особенно, если произошли преждевременные похороны молодого человека, погибшего от несчастного случая или в результате автокатастрофы. В это время происходит разрушение животной души покойника, связывающей его тело с бессмертной «божественной» душой. Поэтому поддержка близких родственников в этот трудный период ему особенно нужна. Она помогает умершему обрести покой.
Как поминают усопших у евреев?
В еврейском народе всех ушедших в вечность есть поминают черыре раз в год в праздничные дни . Йом Кипур (День искупления), Шмини Ацерет, последний день Песаха и Шавуот (день дарования Торы). Есть две поминальные молитвы — Изкор — поминовение родителей, и аскара — поминовение родственников, друзей, знакомых. Молитву принято произносить в синагогах после чтения Торы.
Если синагоги нет, или же нет возможности ее посетить можно эту же молитву прочитать дома. Поскольку дни чтения исрора праздничные — поминальной трапезы не устраивают.
Естественно поминают усопших в день их мамяти на иврите «йом зикарон,» на идиш «ер цайт.» В этот день (следует отмечать день памяти по еврейскому лунно солнечному календарю) друзья,близкие приходят кладбище. Зажигают свечу памяти, читают аскару (поминальную молитву) отрывки из книги Теилим (псамлы). Если среди собравшихся есть десять или более совершеннолетних мужчин то читают «Кадиш» — молитву прославляющую имя Всевышненго. Текст молитвы вслух произносит кто-нибудь из близких.
В этот день устраивают поминальную трапезу — ее меню не регламентировано, трапеза может быть не продолжительной. Но перед ее началом участники трапезы говорят упоминая имя усопшего, что эта трапеза устроена для подъема его души. Собсвенного говоря весь смысл действий дня памяти — это подъем души.
Смерть и траур в еврейской традиции
Душа. Гейином и Ган Эден
Человеческая душа по сути своей является частичкой Божественности, и потому жизнь души не заканчивается со смертью тела.
Место, куда попадает душа после смерти, называется Мир Грядущий. О Мире Грядущем нам не известно почти ничего. В Талмуде сказано, что праведники в Мире Грядущем наслаждаются сиянием Шехины (Божественного Присутствия) и близостью к Всевышнему. Это наслаждение выше всех земных благ, оно дается человеку в качестве награды за его дела в земной жизни, раскаяние в дурных поступках и муки очищения, которые его душа претерпевает после смерти.
После пребывания в этом мире душе необходимо очищение. Это очищение происходит в Гейиноме. (Обычная русская транскрипция этого слова — «геенна», что понимается как «ад». Но это неверно, точнее было бы назвать Гейином «чистилищем».) Пройдя через Гейином, душа попадает в Ган Эден («райский сад»), где она постигает Божественный свет и наслаждается им. Через какое-то время душа может быть снова послана в этот мир, чтобы до конца осуществить свое Божественное предназначение.
Что же происходит в Гейиноме? Душе показывают полную картину того, что она совершила в этом мире, рассматривают отдельно каждый ее поступок и его последствия в этом мире и в Верхних Мирах. Перед душой предстает все то, от чего в этом мире она отворачивалась, на что не хотела смотреть и о чем не хотела думать; ей дают почувствовать те страдания, которые испытывали жертвы ее дурных поступков в этом мире.
Сказали наши Учителя, что один час мук Гейинома хуже, чем семьдесят лет тяжелой жизни в этом мире.
Верхние Миры — не миры действия, а потому, оказавшись там, душа уже не может исправить последствия своих действий на земле. Из-за этого она ощущает свою беспомощность и страдает.
Поэтому близкие умершего могут помочь его душе, исправив какие-то неправильные поступки, совершенные им в этом мире.
Периоды траура
Шива
Первый период траура — шива — это основной период траура, который длится в течение семи дней после похорон. В это время скорбящий «выключен» из нормального жизненного цикла: он не занимается никакой деятельностью и сидит дома, полностью погрузившись в траур. Внутри периодашива особо выделяются три первые дня, следующие за погребением. Эти дни называются шлошет йемей бехи — «три дня плача», т.е. глубочайшего личного горя. В эти дни даже не рекомендуется посещать скорбящих с «визитами утешения» (к близким людям эта рекомендация не относится).
За исключением особых обстоятельств, в течение семи дней шива скорбящему не следует выходить из дома (подробности см. ниже). Желательно, чтобы все ближайшие родственники собрались на этот период в доме покойного, ибо там, где жил человек, продолжает обитать его дух. Очень важно, чтобы в это тяжелое время вся семья объединилась вместе. Однако скорбящий может, если это ему удобнее, соблюдать шива у себя дома.
Традиция утверждает, что период первых семи дней после похорон особенно тяжел для души умершего. Сказали Мудрецы, что в дни шива душа умершего мечется между могилой и домом и ищет утешения.
Согласно Каббале, в семь дней шива происходит постепенный распад животной души человека, которая связывает тело человека и его бессмертную «божественную душу». Это — период перехода души умершего из нашего мира в высший «мир душ». При этом в первые три дня душа еще не может примириться со смертью и хочет вернуться в тело, однако, видя, что тело и животная душа распадаются, на третий день она примиряется с этим. Траур, соблюдаемый близкими родственниками, помогает душе умершего обрести покой.
Шлошим
Дни с 7-го (окончание шива) по 30-й после похорон являются для близких родственников умершего вторым периодом траура, который именуется шлошим (букв. «тридцать»).
Согласно еврейской мистической традиции, после смерти душа человека постепенно переходит в Другой Мир. Этот переход, когда душа «надевает одежды Другого Мира», полностью завершается в период шлошим. Этот же срок — минимальное время наказания, т.е. очищения для души всякого человека, за исключением полных праведников, души которых поднимаются к Божественному свету тотчас же.
Год
Третий период траура — до года после похорон — соблюдается только в случае смерти отца или матери. В этот период сохраняются лишь отдельные элементы траура.
Этот срок обусловлен тем, что наказание в Гейhиноме длится не больше двенадцати месяцев. Обычно принято считать, что умерший не был законченным злодеем, поэтому предполагается, что срок его наказания ограничивается одиннадцатью месяцами. На протяжении этого времени читают Кадиш — поминальную молитву.
Йорцайт
Йорцайт — это годовщина смерти. Слово «йорцайт» («годовщина») образовано идишскими словами «йор» (год) и «цайт» (время).
В этот день вспоминают о покойном, отдают дань его памяти. Принято в память о покойном учить Тору или Мишну.
Хотя человек обязан соблюдать йорцайт только по родителям, следует говорить Кадиш, учить Тору и Мишну также и в память о других родственниках, особенно тех, по которым некому читать Кадиш.
Йорцайт — это особое время для души умершего. В этот день она поднимается на следующую ступень в духовных мирах. С другой стороны, в этот день ее связь с живыми родственниками особо сильна, и потому для души важно, чтобы о ней вспоминали.
Запреты
Обращение Главного раввина С.-Петербурга М.-М. Певзнера в связи с запретом кремации
Душа человека — частичка Божественности: как вечна Божественность, так вечна и душа. Время, когда душа находилась в теле, — лишь момент в ее вечности. Душа не умирает со смертью тела, и это — утешение скорбящим.
По обычаю, человека хоронят в простом белом одеянии, которое называется тахрихим. Наши мудрецы спрашивают: почему выбрана именно такая одежда? И отвечают: если похоронят человека в дорогих одеждах, он невольно принизит тех, у кого нет возможности быть похороненными в богатстве.
Видно отсюда, что мы должны заботиться о том, чтобы даже после смерти человек не нарушил еврейский закон.
И здесь я хотел бы перейти к очень больной теме — кремации. Еврейский закон строго-настрого запрещает кремировать тело усопшего. Написано: «прах ты и в прах возвратишься» — после смерти тело должно быть предано земле.
Но для многих камнем преткновения становится воля покойного, который оставил завещание с желанием быть кремированным. В этом случае еврейский Закон предписывает нарушить волю покойного: как было сказано выше, даже после смерти человека мы должны заботиться о том, чтобы он не преступил Закон. Кроме того, сожжение тела приводит к большим страданиям для души, ведь связь души с телом не прекращается сразу после смерти.
Еще одно соображение, которое часто можно услышать в пользу кремации,— чтобы покойный был похоронен рядом с родственниками. Однако, если исходить из соображений заботы об умершем, то для его души гораздо важнее, чтобы тело «вернулось в прах».
Сказано в книге пророка Йишаи: «…восстанут умершие. Пробудитесь и ликуйте, покоящиеся во прахе». Я хотел бы пожелать всем нам, чтобы это пророчество сбылось как можно скорее, в наши дни. Амен.
С уважением, Главный раввин Санкт-Петербурга Менахем-Мендл Певзнер.
Последние часы жизни
- Запрещено любое действие, способное приблизить кончину человека -даже на одно мгновение, даже по просьбе умирающего.
- На каждом лежит обязанность выполнить любую просьбу умирающего, при условии, что она не противоречит еврейскому Закону (как, например, просьба о кремации, или о передаче тела для медицинских опытов).
- Даже если известно, что часы жизни человека сочтены, до того, как он умер, не начинают заниматься приготовлениями к похоронам и любыми другими вопросами, подразумевающими неизбежность смертельного исхода, — такими, как дележ имущества, рытье могилы, приобретение гроба и т.п.
- Моментом смерти, согласно еврейской традиции, считается полная остановка дыхания.
Обращение с телом умершего
- Человеческое тело создано по образу Всевышнего, и неуважительное отношение к нему равносильно оскорблению Творца. Тело запрещено вскрывать и кремировать.
- Запрещено выставлять покойного на обозрение.
- В комнате, где лежит умерший, нельзя есть, пить, курить и удовлетворять иные потребности, свойственные людям при жизни.
- Запрещено прикасаться к покойному без необходимости.
Похороны
Подготовка к похоронам
Всем, что касается подготовки и организации похорон в Петербургской еврейской общине занимается Похоронное бюро — «Хевра Кадиша».
- Все тело покойного должно быть очищено и омыто. Моют самым тщательным образом водой комнатной температуры, начиная с головы. Уже абсолютно чистое тело должно быть последовательно и равномерно омыто, также начиная с головы, минимум двадцатью литрами воды.
- Во время омовения следует вести себя с максимальным уважением к покойному; в это время не говорят о вещах, не имеющих отношения к очищению.
- Не начинают омовение, пока не приготовят одеяние для покойного.
- На глаза покойного кладут щепотку земли или глиняные черепки.
- После этого умершего одевают. Одеяние (тахрихим), согласно традиции, должно быть из белой материи, желательно из льна, простое и одинаковое для всех, без узлов и без карманов.
- Омывать и одевать покойного должны евреи.
- На покойного не надевают обувь.
- Очищенного и облаченного умершего кладут в гроб. Гроб должен быть деревянным, в днище его должна быть выбита одна из досок или просверлено отверстие диаметром не менее 4 см, так, чтобы тело не было отделено от земли, как сказано: «Ибо прах ты и в прах возвратишься».
- Тело умершего мужчины покрывают молитвенным покрывалом — талесом, одну из четырех кистей которого перед тем отрезают.
- На тело ничего не кладут, в том числе цветы.
- Гроб закрывают сразу же. С точки зрения еврейской традиции, выставлять тело напоказ — кощунство и надругательство над усопшим.
- Коhаним (потомкам тех, кто служил в Храме) запрещено находиться в помещении, в котором находится тело умершего.
Время похорон
- Не хоронят в субботу и в еврейские праздники (йом-тов).
- Кроме этих случаев, откладывать похороны даже на один день крайне нежелательно и допустимо лишь в исключительных случаях — к примеру, чтобы дать возможность участвовать в них единственному ребенку покойного. Задержка похорон — дополнительные мучения для души.
Законы похорон
- Тело выносят ногами вперед; все присутствующие следуют за гробом.
- Высшим проявлением скорби является криа — когда те, на кого распространяются законы траура, надрывают на себе одежду в знак траура и отчаяния от потери. При трауре по родителям криа делают с левой стороны, напротив сердца, по другим близким — с правой. Криа не делают на нижнем белье и верхней одежде (куртке, пальто). Криа делают в тот момент, когда стало известно о смерти, в некоторых общинах это принято делать во время похорон.
- Не делают криа, если скончавшийся — самоубийца или выкрест.
- Во время криа скорбящий произносит благословение:
БОРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОХЕЙНУ МЕЛЕХ ХА-ОЙЛАМ ДАЯН ХА-ЭМЕТ
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной — Судья истинный!
Есть обычай принять участие в засыпании могилы; при этом лопату не передают из рук в руки — один человек втыкает лопату в землю, а другой берет ее. - После похорон принято дать цдаку — пожертвование бедным.
- Сразу после похорон уходят с кладбища, не посещая другие могилы.
- При выходе с кладбища присутствующие на похоронах становятся в два ряда лицом к лицу; между этими рядами проходят родственники умершего, соблюдающие по нему траур, а стоящие в рядах утешают их словами:
ХА-МАКОМ ИНАХЭМ ЭТХЭМ БЕ-ТОХ ШОР АВЭЙЛЕЙ ЦИЙОН ВЕ-ИЕРУШАЛАИМ
Вездесущий утешит вас и всех скорбящих по Сиону и Иерусалиму. - При выходе с кладбища обязательно омывают руки, но не вытирают их. Омовение делают из сосуда, не передавая его из рук в руки. Не входят в дом, не омыв руки после посещения кладбища.
- Существует обычай, уходя с кладбища, сорвать несколько травинок и бросить их через плечо, в некоторых общинах принято бросать горсть земли.
- Запрещено устраивать так называемые «поминки» и застолье.
- По возвращении с кладбища друзья и близкие подают скорбящим «трапезу сочувствия»: хлеб (по обычаю — круглой формы), крутое яйцо и вареную чечевицу или бобы. Продукты для этого должны быть куплены не на средства покойного. До того, как скорбящие приступают к этой трапезе, они не едят и не пьют.
- Все время недельного траура не едят мясо и не пьют вино (за исключением суббот и праздников).
Правила поведения на кладбище
- Мужчины должны быть с покрытыми головами.
- На кладбище нельзя:
есть и пить
ночевать
учиться
садиться на могилы или ходить по ним
брать что-либо с кладбища домой (цветы, плоды и т.п.)
вести себя легкомысленно (например, петь, рассказывать анекдоты) - Коhаним (потомки тех, кто служил в храме) не посещают кладбища, кроме случаев заповеданного и им участия в похоронах ближайших родственников.
Молитвы во время похорон
- Перед погребением читают псалом 23
- Перед опусканием гроба в могилу произносят псалом 91
- После того, как могила засыпана, читают Э-ль малэ рахамим
- После Э-ль малэ рахамим читают Цидук гаДин.
В дни еврейских праздников Цидук гаДин не читается. - Затем произносят (если есть миньян) погребальный Кадиш.
В дни еврейских праздников вместо погребального Кадиша читают Кадиш ятом.
Законы траура
С момента смерти до похорон
- После того, как смерть наступила, открывают окно в комнате, где лежит покойник.
- Желательно, чтобы глаза и рот умершего закрыли близкие ему люди.
- У изголовья ставят свечи, их количество зависит от обычая, принятого в общине.
- Не оставляют покойного в комнате одного. Кто-либо из членов семьи или любой другой взрослый еврей (шомер) должен постоянно находиться с ним. Принято читать в это время псалмы Давида — Теhилим.
- Выливают всю воду из открытой посуды, бывшую в доме в момент смерти.
- Зеркала и зеркальные поверхности в квартире должны быть завешены; портреты и фотографии также завешивают или снимают со стен.
- С момента смерти и до истечения годичного траура (по меньшей мере — во время семидневного траура) в доме умершего и в домах тех, на кого распространяются законы траура, должна гореть негасимая свеча или масляный светильник — нешомэ лихт. Специально зажженная для этой цели электрическая лампочка также допустима, если нет возможности зажечь свечу или масляный светильник.
Кто обязан соблюдать траур
- Человек обязан соблюдать траур по родителям, детям, супругу, брату или сестре.
- Законы траура соблюдают только по родственникам-евреям
(в память о неевреях можно прочесть псалом 91 и зажечь свечу). - Выкрестов не хоронят на еврейском кладбище, и законы траура к их родственникам не относятся.
- Дети (мальчики до 13 лет, девочки до 12 лет) не обязаны соблюдать траур.
- Не соблюдают траур по самоубийце (кроме случаев самопожертвования или суицида в состоянии безумия) и по младенцам, жившим менее месяца.
Законы траура до похорон (Онен)
- Онен (скорбящий) освобожден от исполнения всех предписывающих заповедей, но обязан соблюдать запрещающие. Его единственный долг в это время — обеспечить достойные похороны.
- Ему запрещено:
стричь волосы и ногти, бриться
мыть все свое тело, даже в холодной воде
пользоваться косметикой
участвовать в застольях
есть мясо и пить вино
заниматься ремеслом или торговлей
вступать в интимные отношения
здороваться - Статус онен сохраняется до завершения погребения.
Законы траура в течение семи дней после похорон (Шива)
- Сразу после похорон начинается отсчет семи дней траура, и скорбящий называется авель.
- Этот этап траура завершается в седьмой день утром.
- Дни как семидневного, так и тридцатидневного периода траура отсчитывают со дня похорон, а не со дня кончины, — при этом отрезок времени, прошедший с момента предания тела земле до заката солнца, засчитывается вне зависимости от его продолжительности как полный день.
- Принято, если это возможно, проводить время семидневного траура в доме покойного.
- Авель:
не носит кожаную обувь
не выходит из дома в течение всего периода траура (если от этого зависит его пропитание, можно выйти на работу уже через три дня), кроме суббот и праздников
не сидит на высоком сиденье
не приветствует пришедших его утешать и не прощается с ними
не развлекается и не слушает музыку
не стирает и не гладит
не купается (можно мыть отдельные части тела); не пользуется косметикой
не использует украшения
не стрижется и не бреется
не вступает в интимные отношения
не надевает новую или свежевыстиранную одежду (кроме нательного белья)
не учит Тору (кроме изучения тех мест Священного Писания, которые вызывают скорбь, — книги Иова и т.п.) - Праздник (йом-тов) прекращает шива и шлошим.
- В субботу не проявляют никаких признаков авелут публично, но она не прерывает шива и шлошим и засчитывается в числе дней траура.
- Авель может выполнять лишь необходимую работу по дому, если это больше некому сделать, например — готовить еду.
- На 7-й день принято посещать могилу усопшего, читают псалмы и молитвы, дают пожертвование — цдаку.
- Если этот день выпадает на субботу или праздники, то могилу посещают на следующий день.
- Принято оставлять на могиле камешек перед уходом с кладбища в знак того, что она посещается.
Законы траура с 7-го по 30-й день после похорон (Шлошим)
- В период шлошим сохраняются следующие запреты:
омовение для удовольствия (например: ванна, сауна)
стрижка волос и бритье
посещение празднований и торжеств
туристические поездки и экскурсии
прослушивание музыки и посещение увеселительных заведений - На 30-й день принято посещать могилу усопшего, читают псалмы и молитвы, дают пожертвование — цдаку.
- Если этот день выпадает на субботу или праздники, то могилу посещают на следующий день.
- В этот период не садятся на свое постоянное место в синагоге.
Траур в течение года
- Некоторые элементы траура соблюдаются в течение полных 12 месяцев, даже в том случае, когда год (еврейский) високосный. Особенно строго соблюдают все ограничения в период траура по родителям. В это время:
не участвуют в застольях
не посещают театры, концертные залы и другие увеселительные заведения
не покупают новую одежду, квартиру - В течение 11 месяцев со дня похорон читают Кадиш.
Установка памятника
- Время установки памятника регулируется обычаем общины, в любом случае это следует сделать не позже, чем через год со дня похорон
- Установка памятника родителям рассматривается как исполнение заповеди почтения к ним
- Не принято ставить роскошные памятники, ибо не должно быть конкуренции перед лицом смерти
- Не принято сажать рядом с могилой деревья
- Запрещено помещать на памятнике скульптурные или любые иные изображения покойного.
Псалмы и молитвы
На 7-й и 30-й день после похорон, в йорцайт или при посещении кладбища принято читать псалмы 33,16,17,72,91,104,130 и 119, Э-ль малэ рахамим и (при наличии миньяна) Кадиш.
По окончании чтения псалмов читают Кадиш ятом, если есть миньян. .
Традиции поминовения и посещения могилы
Кадиш
В течение одиннадцати месяцев читают Кадиш Ятом — Кадиш сироты. Его читают по родителям и по любому умершему еврею, если больше некому это сделать. Не принято читать этот Кадиш тому, у кого живы оба родителя. Его читают стоя, только в присутствии миньяна в завершение молитвы или после чтения псалмов.
На седьмой день после похорон
- На 7-й день принято посещать могилу усопшего, читают псалмы и молитвы, дают пожертвование — цдаку.
- Если этот день выпадает на субботу или праздники, то могилу посещают на следующий день.
- Принято оставлять на могиле камешек перед уходом с кладбища в знак того, что она посещается.
На тридцатый день после похорон
На 30-й день принято посещать могилу усопшего, читают псалмы и молитвы, дают пожертвование — цдаку. Если этот день выпадает на субботу или праздники, то могилу посещают на следующий день.
Йорцайт — годовщина смерти
- Принято отмечать годовщину смерти близких (в соответствии с датами еврейского календаря).
- В первый год йорцайт отмечают в годовщину похорон, а не смерти.
- Принято посещать могилу по истечении 12 месяцев, даже в високосный год, когда этот день не совпадает с йорцайт.
- Вечером, накануне дня йорцайт зажигают свечу или масляный светильник. Специально зажженный для этой цели электрический светильник также допустим, если нет возможности зажечь свечу или масляный светильник.
- Свеча или светильник должны гореть в течение суток, до следующего вечера (до выхода звезд).
- Читают Кадиш и подборку псалмов
- Посещают могилу.
- Во многих общинах в йорцайт родителей принято поститься. В нашей общине такого обычая нет.
- Для мужчины в этот день желательно вести общественную молитву.
- Дают цдаку, чтобы она была засчитана в заслугу умершему.
- В йорцайт не развлекаются.
Изкор — молитва в дни поминовения
- Четыре раза в году: в последний день праздника Песах, в праздник Шавуот (в диаспоре — во второй день этого праздника), в праздники Йом-Кипур и Шмини-ацерет после чтения свитка Торы произносят молитву за душу умершего — Изкор.
- Эту молитву обязательно читать в синагоге во время утренней праздничной молитвы т.к. Изкор читают в присутствии свитка Торы.
- Невыполнение содержащегося в тексте молитвы обета пожертвовать деньги на благотворительные цели обессмысливает ее.
- Те, у кого живы оба родителя, покидают зал во время чтения Изкор. В течение первого года скорбящие сами не читают Изкор, но не покидают зал.
- В Изкор называют еврейские имена покойного и его отца.
Текст молитвы Изкор
При чтении молитвы Изкор принято упоминать имя матери покойного, но если оно не известно, упоминается имя отца.
Посещение могилы
- Евреи не кладут цветы или венки на могилу. Цветы, положенные на могилу, а тем более в гроб, — пережиток языческого обычая жертвоприношения духам предков, запрещенного евреям. Если по ошибке цветы уже принесены, их можно положить у могилы без обрядов и церемоний.
- Запрещено принимать участие в религиозных и этнических ритуалах других конфессий и народов, однако разрешается участвовать в гражданских обрядах.
- Подойдя к могиле, кладут левую руку на могильный камень.
- Не принято посещать могилу дважды за одно посещение кладбища.
- Принято посещать могилы предков и праведников в месяце элул (месяц перед Рош-hаШана) и в дни между Рош-hаШана и Йом-Кипуром.
- Не принято посещать кладбище в те дни, когда не говорят покаянную молитву Таханун, а именно:
в субботу и праздники;
в Пурим — 14 и 15 числа месяца адар;
а также (кроме тех случаев, когда на эти дни выпадает йорцайт): в течение всего месяца нисан;
в Песах шени — четырнадцатого числа месяца ияр в Лаг ба-омер;
в месяц сиван — с новомесячья и до двенадцатого числа;
девятого числа месяца ав; пятнадцатого числа месяца ав;
с Йом-Кипура до конца месяца тишрей;
в Хануку;
в Ту-би-шват — пятнадцатого числа месяца шват;
в Пурим-катан (14 и 15 числа первого месяца адар в високосном году);
в рош-ходеш (новомесячье). - Коhаним (потомкам тех, кто служил в храме) запрещено посещать кладбище.
Уход за могилами на Еврейском Преображенском кладбище С.Петербурга
Еврейская община Петербурга создала масштабный и беспрецедентный Интернет-проект www.jekl.ru, который позволяет найти любую из 80000 могил на еврейском кладбище Петербурга и удаленно заказать услугу по уходу за могилой. Введя в поле поиска фамилию, инициалы, год рождения и смерти покойного, вы получаете фотографию могилы и информацию о ее точном местоположении на кладбище. Кроме этого можно посмотреть карту кладбища и участка, и с точностью до нескольких метров определить, где находится могила. Из любой точки мира, можно прямо на сайте оформить бланк заказа, указав нужную услугу (от установки нового памятника до чтения поминальной молитвы). Сайт автоматически формирует счет, который можно оплатить через любой банк. Чтобы заказчик мог оценить результат, по завершении работ ему на электронный адрес высылается фотография могилы. Все работы осуществляются силами сотрудников кладбища, еврейская община выступает как посредник, контролирующий качество и сроки выполнения работ. Для еврейской общины это некоммерческий проект, заказчик оплачивает только работу сотрудников кладбища.
Заказ по уходу за могилой доступен и для тех, кто «не дружит» с компьютером. Для того, чтобы заказать уход за могилой можно обратиться в Информационный отдел Большой Хоральной синагоги , и сотрудники отдела оформят за вас заказ. Перед тем, как нанести визит в Информационный отдел позвоните и уточните время работы.
Информационный отдел находится на 3-м этаже Большой Хоральной Синагоги на Лермонтовском пр. д. 2.
Для тех, кто живет за границей, и затрудняется оформить заказ по уходу за могилой самостоятельно, сотрудники синагоги помогут оформить заказ по телефону +7 (812) 713-81-86