Содержание
Православный Церковный календарь
Кондак 1
Взбранной Воеводе Победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую от всяких нас бед и скорбей свободи, да зовем Ти:
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.
Икос 1
Ангел множество и вся небесныя воинства славят Тебе, Матерь всех Богородицу, яко источаеши радости и утешения сердцам человеков в скорби обретающихся. Тем же и мы печальми обремененнии, надежду спасения в Тебе улучивши, умиленно взываем:
Радуйся, материнское к нам грешным благоволение;
Радуйся, прибегающих к Тебе крепкое заступление.
Радуйся, Божественный благости Подательнице;
Радуйся, христианского рода Заступление.
Радуйся, яко Тебе вся колена земная Материю Божиею исповедуют;
Радуйся, яко Твоими молитвами скорби наша утишаются.
Радуйся, Твоим ходатайством прошения благая наша исполняются;
Радуйся, благодать и милость иконами Твоими нам являющая.
Радуйся, мир от потопа греховнаго спасающая;
Радуйся, яко молящиеся Тебе от всякаго зла сохраняются.
Радуйся, яко Твои честныя иконы чудесами прославляются;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.
Кондак 2
Видя чудес множество от честных икон Твоих изливающееся, яко Ты еси молящихся Благая Помощнице, обидимых Заступнице, ненадеющихся Надеждо, скорбных Отрада и Утешение, болящих исцеление, труждающихся помоще, благодарственно вопием о Тебе Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разум подаждь нам, Всеусердная Предстательнице наша, в находящих на нас лютых скорбех к Тебе прибегати, утешения ищущи. Ты же яко Благая, не остави нас во всякой требуемой нам помощи, да таковую получивше взываем Тебе радостно:
Радуйся, обуреваемых тихое пристанище;
Радуйся, сомневающихся известное утверждение.
Радуйся, скорая Помощнице в скорбех и напастех;
Радуйся, теплая Заступнице во всяких обстояниях.
Радуйся, печали наша Твоим утешением умоляющая;
Радуйся, скорбями грехи наша очищающая.
Радуйся, в страданиях наших утешение нам подавающая;
Радуйся, от внезапныя смерти без покаяния молящихся Тебе избавляющая.
Радуйся, от враг видимых и невидимых нас охраняющая;
Радуйся, от нападения злых человек спасающая.
Радуйся, во всяких нуждах прибегающим к Тебе помогающая;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.
Кондак 3
Силою свыше укрепи нас, Благая Владычице, к Твоему заступлению с верою притекающих и Твоего посещения и промышления сподоби, мрак уныния и скорбей облегших нас отгоняя, да спасаеми Тобою вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имущи богатство милосердия неизреченное, всем просящим руку помощи простираеши, недуги врачуя, скорби утоляя, страсти угашая. Не презри нас, Благая Владычице, в печалях и скорбех наших к Тебе притекающих и вопиющих:
Радуйся, Единая всех Мати, милосердие нам являющая;
Радуйся, милости Своей сокровищницу всем открывающая.
Радуйся, родителей скорбящих о чадах своих заблудших печаль утоляющая;
Радуйся, вдовствующих подкрепляющая.
Радуйся, сиротствующих добре устрояющая;
Радуйся, всех скорбящих утешение.
Радуйся, отчаявающихся едина Надеждо;
Радуйся, изнемогающих от уныния Заступнице и подкрепление.
Радуйся, болящих телом и душею благонадежное посещение;
Радуйся, различными недугами одержимых премудре уврачевание.
Радуйся, яко Тобою по мере веры подается совершенное исцеление немоществующим;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.
Кондак 4
Буря многих бед и напастей содержит нас и волнения их в мире терпим. Ты же, яко Милостивая Мати Спаса нашего Господа, воздвигни руце к Сыну Твоему, да призрит на лютыя сердец наших и исхитит нас из пучины отчаяния, вопиющих Ему: Аллилуиа.
Икос 4
Слышащи, Пресвятая Дево и Мати, яко являла и являеши многую милость роду христианскому, не оставляй нас во дни скорби и напасти и избавление от сих даруй, молим Тя: храни и заступи всех нас от всякия беды и печали, да в мире воспеваем Ти сице:
Радуйся, Заступнице наша, Твоим всемощным заступлением от всякия нужды нас избавляющая;
Радуйся, усердное моление ко Господу о нас приносящая.
Радуйся, Своим предстательством праведный гнев Божий утоляющая;
Радуйся, на милость Его к нам приклоняющая.
Радуйся, Твоею помощию уповающих на Тя не оставляющая;
Радуйся, добре подвизающихся укрепляющая.
Радуйся, на благое и душеполезное нас наставляющая;
Радуйся, души обремененныя заботами житейскими к попечению духовному направляющая.
Радуйся, всех верных благое мздовоздание;
Радуйся, в забвении долга и чести живущих правосудное наказание.
Радуйся, в пленении, во узах сущих подкрепление и возвращение;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.
Кондак 5
Богосветлые чины ангельския славят Тебе, яко Матерь всех и Богородицу. Мы же Тебе, Заступнице нашей, поклоняющеся, умиленное благоволение приносим и уповающи на Твою милость смиренно молим Тя: милостива пребуди к нам, Владычице, и избави нас от бед и скорбей, да всегда прославляем Твое милосердие зовуще Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видеша силы небесныя, яко Твоею молитвою гнев Божий утоляется, прославляют и величают Твое милосердие. Мы же грешнии на земли зряще Тебе, изображенную Пречистую Богоматерь, умиленно взываем:
Радуйся, Матерь рода христианского, милосердие нам являющая;
Радуйся, у Престола Сына Твоего непрестанно о христианах молящаяся.
Радуйся, любовию Своею грехи наши покрывающая;
Радуйся, Твоею милостию нас заступающая.
Радуйся, источник отрады и утешения всем источающая;
Радуйся, от междоусобия и распри нас охраняющая.
Радуйся, вражду и ненависть миром и любовию утоляющая;
Радуйся, скорбь и смущение сердец наших умиляющая.
Радуйся, гневливостью одержимых вразумляющая;
Радуйся, в мире со всеми живущих Отрада и Утешение.
Радуйся, суетная прелести мира сего презирати нас научающая;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.
Кондак 6
Проповедуют милости и чудеса Твоя, Богомати, вси люди православнии, ибо честным Своим покровом охраняеши весь род христианский. Тем же вопием Ти: избави Твоими молитвами всех нас от бед и напастей, да воспоим вси Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия благодать светозарная от пречудных икон Твоих, Богомати, пред ними мы припадающе молим Тя: отгони облак нашедших на нас искушений, да вопием Ти:
Радуйся, честныя иконы Твоя чудесами прославляющая;
Радуйся, молящимся пред сими иконами с верою прошения исполняющая.
Радуйся, в бедах сущих заступающая;
Радуйся, уповающим на Тя спасение подающая.
Радуйся, Предстательница пред Богом, за всех нас молящаяся;
Радуйся, Заступнице рода христианского, от Бога нам дарованная.
Радуйся, яко Ты еси храмов наших первейшее украшение;
Радуйся, домов христианских благословение.
Радуйся, православных людей Покров и Заступление;
Радуйся, всего мира очищение.
Радуйся, вся благополезны просящим у Тебе дарующая;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.
Кондак 7
Хотящи явити милосердия Своего бездну повелела, Пречистая, игумену обители Ватопедския на Афоне врат обители их не отверзати, да избегнут Твоим ходатайством по суду Божию предстоявшего нападения вражескаго и тако избавльшеся милостию Твоею беды и напасти вси иноцы воспеша Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Дивное чудо явила, Богомати, инокам спасение, от святыя иконы Своея изрекла еси, но и зрак лика Твоего Пречистаго Сына сущии на иконе изменила еси. Сего ради видевше чудо сие велие и преславное вси люди возопиша Ти:
Радуйся, святыя иконы Своя на земли во спасение всем явити благоизволившая;
Радуйся, иконами Своими милосердное нам заступление являющая.
Радуйся, чрез святыя изображения Твоя чудеса и ныне источающая;
Радуйся, ими наша скорби и печали утоляющая.
Радуйся, яко на икону Твою взирающе Тебе Самой поклоняемся;
Радуйся, Твоим милостивым заступлением мы грешнии спасаемся.
Радуйся, Твоими святыми иконами град наш освятившая;
Радуйся, теми сердца верующих возвеселившая.
Радуйся, грады и веси Российския Своими чудотворными иконами от разорения спасшая;
Радуйся, страну нашу от порабощения избавлявшая.
Радуйся, утешением и радостию молящихся пред Твоею честною иконою возвеселяющая;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.
Кондак 8
Странники и пришельцы на земли вси есмы, по глаголу Апостолову: беды от врагов, скорби от близких, печали от лжебратии и сродник терпяще, в лишениях многих. Ты же, Владычице, яко Милостивая Утешительнице, настави нас к тихому пристанищу и моли Сына Твоего утешение и радости нам даровати, да всегда вопием Ему: Аллилуиа.
Икос 8
Все житие наше на земли болезненно и печали бывает причастно: слава не стоит, богатство мимо течет, друзи и искреннии смертию отъемлются, немоществует тело, изнемогает и дух наш. К Тебе убо прибегаем, о Богомати, пред Пречистою иконою Твоею припадающе, исполни радости и утешения скорбное сердце наше, да вопием Ти:
Радуйся, всех к Тебе прибегающих милостию Своею покрывающая;
Радуйся, Милостивая, и нас милующая.
Радуйся, Домостроительнице, жизнь нашу добре устрояющая;
Радуйся, отрадою и утешением печали наши утоляющая.
Радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая;
Радуйся, Ему о нас моления всегда приносящая.
Радуйся, жестокость сердца нашего умягчающая;
Радуйся, отчаявшихся надеждою возвеселяющая.
Радуйся, Твоим заступлением враждующия на нас отводящая;
Радуйся, от козней духа злобы нас спасающая.
Радуйся, верующим противу диавола силу и мужество подающая;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.
Кондак 9
Всякое естество ангельское виде Тя, Богомати, у Престола Сына Твоего, предстоящую и за вся христианы молящуюся, восхваляет Тя, яко сильным Своим предстательством грешных заступаеши, прибегающих к Тебе от бед избавляеши, печали наша отрадою утоляеши и молишися о всех верою зовущих: Аллилуиа.
Икос 9
Витийство человеческое не возможет по достоянию восхвалити Тя, Пресвятая Богородице, и воспети неисчетныя чудеса Твоя, ими же нас просвещаеши. Мы же Твои благодеяния ведающе, душею радующеся Тебе глаголем:
Радуйся, от напастей Твоим предстательством нас защищающая;
Радуйся, от всяких бед Своим ходатайством нас изимающая.
Радуйся, от належащего праведнаго прещения Божия Твоим умилением нас освобождающая;
Радуйся, от нашествия вражия нас спасающая.
Радуйся, от домашния вражды и брани единокровных миром ограждающая;
Радуйся, от смертоносныя язвы прибегающих к Тебе с несумненную верою исцеляющая.
Радуйся, правосудие Божие умилостивляющая;
Радуйся, страны нашея православныя Защитнице.
Радуйся, всех верующих Благая Заступнице;
Радуйся, всех труждающихся помощь и укрепление.
Радуйся, теплая за всех нас Предстательнице;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.
Кондак 10
Спасти хотя род человеческий от вечныя муки и прелести вражия Человеколюбец Господь Тебе, Матерь Свою, дарова земным во отраду и утешение, да будеши обидимым Заступнице, отчаявающимся Надеждо, скорбящим радование, печальным утешение и всех в нуждах и напастех к Тебе прибегающих спасаеши вопиющих верно: Аллилуиа.
Икос 10
Стена еси и заступление всем с верою и любовию притекающим к Тебе, Пречистая Владычице, тем же молим Тя: заступи и покрый и огради всех сирых и безпомощных нас от искушений, озлоблений и бед с любовию взывающим:
Радуйся, Мати Божия, любовию материнскою нас возлюбившая;
Радуйся, яко Твоя материнская молитва много может, Владыку умилостивляющая.
Радуйся, Милосердная, двери милосердия Божия нам отверзающая;
Радуйся, к делам милосердия нас возбуждающая.
Радуйся, Святыя Заповеди исполняти нас научающая;
Радуйся, любити своего ближняго нас наставляющая.
Радуйся, грешники к покаянию призывающая;
Радуйся, находящий на нас облак печалей и скорбей разсеявающая.
Радуйся, пламень страстей наших угасающая;
Радуйся, мрак искушений изгоняющая.
Радуйся, Твоим к Богу прошением вся полезная нам подающая;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.
Кондак 11
Пение всеумиленное приносим Ти раби Твои, Богородице, яко всесильней Заступнице рода христианского: к Тебе бо в напастех и скорбех прибегаем и пред Тобою в бедах наших слезы проливаем, поюще Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светозарно сияют иконы Твои святыя, проявленныя на освящение наше и утешение. Мы же с любовию чтуще их с верою припадаем пред ними и вопием Ти:
Радуйся, Мати Бога Истиннаго, благочестивыя души просвещающая;
Радуйся, Утешительница наша, обремененныя сердца умиряющая.
Радуйся, всем Тебя призывающим руку помощи простирающая;
Радуйся, Тебе Материю Божией именующим и почитающим нам непрестанно помогающая.
Радуйся, уповающим на Тя и в вере живущим непостыдный конец живота подающая;
Радуйся, во внезапных бедах на нас находящих подкрепляющая.
Радуйся, от насилия и от внезапныя смерти охраняющая;
Радуйся, от татей ограждающая.
Радуйся, в сердцах наших зависть и небратолюбие искореняющая;
Радуйся, от наветов, клеветы и поношений защищающая.
Радуйся, отступающих от веры и церкви вразумляющая и на путь правый возвращающая;
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.
Кондак 12
Благодать Божественную испроси нам у Сына Твоего, Пречистая Богородительнице, и простри руку помощи, покрый нас кровом крилу Твоею, избави от облежащия беды и напастей, отгони от нас всякаго врага, и супостата, умири нашу жизнь, Владычице, и в печалех бедствующим помози, да спасаеми Тобою воспеваем Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще Твои милости и чудеса, Богородительнице, хвалим Тя вси, яко твердую Предстательницу нашу, веруем и надеемся, яко испросиши, Благая, временная и вечная всем воспевающим Тя сице:
Радуйся, непостыдное наше Упование в животе и по представлении нашем;
Радуйся, уповающим на Тя в мире конец живота подающая.
Радуйся, всех искренне верующих благословляющая;
Радуйся, маловерных и суеверных вразумляющая.
Радуйся, непочитающих икон Твоих святых наказующая;
Радуйся, поклоняющимся иконам Твоим и Тя на помощь призывающим помогающая.
Радуйся, гордостию ума одержимых и от святыя Церкви отходящих смиряющая;
Радуйся, благами мира сего прельщающихся и попечение сугубое о них имущих светом блага истиннаго озаряющая.
Радуйся, в юности доброму и чистому житию Наставнице;
Радуйся, в старости от сердечнаго окаменения Охранительнице.
Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.
Кондак 13
О, Всепетая и Всемилостивая Мати, Пречистая Госпоже Богородице! Услыши глас молящихся рабов Твоих и приемши сие малое моление наше, избави нас от всяких бед, скорбей и напастей: подаждь нам в жизни руку помощи, враги наша разжени, недуги наша исцели, всякую злобу и вражду отжени от нас, в печалех житейских отраду и утешение даруй и будущия изми муки о Тебе вопиющих: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й
Молитва ко Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Отрада» или «Утешение»
Надежда всем концем земли, Пречистая Дево Богородице, Утешение и Отрадо наше! Не гнушайся нас грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси пламень греховный и покаянием ороси изсохшие сердца наша. Очисти ум наш от греховных помышлений. Приими моления от души и сердца с воздыханием Тебе приносимыя. Буди Ходатаице о нас к Сыну Твоему и Богу и отврати гнев Его от нас Матерними молитвами. Укрепи в нас веру православную, вложи в нас дух страха Божия, дух смирения, терпения и любви. Душевныя и телесныя язвы исцели, утиши бурю злых нападений вражеских. Отыми бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути. Подаждь нам милость Твою и святое благословение Свое всем зде предстоящим и молящимся и всегда пребываяй с нами, подавая приходящим к Тебе отраду и утешение, помощь и заступление, да славим и величаем Тя вси до последняго нашего воздыхания. Аминь.
Молитва иная
О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся Пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшном суде Сына Твоего явися нам Милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.
«В жизни каждого человека есть скорби, болезни и треволнения, но мы всегда обращаемся к Царице Небесной за Её благодатной помощью, и Она подаёт нам отраду и утешение в скорбях и испытаниях, которыми посещает нас Господь. У каждого есть свой жизненный крест, и нельзя им тяготиться, ибо каждому он подаётся по силам. Не бывает креста выше человеческих сил. Господь сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). В этом жизненном крестоношении нам даны отрада и утешение в лице Преблагословенной Девы Марии.»
Слово Патриарха Кирилла в день празднования иконы Божией Матери «Отрада и Утешение»
В святогорской иерархии Ватопед — второй после Лавры преподобного Афанасия. Он расположен на восточном побережье полуострова между монастырями Есфигмен и Пантократор, освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Как полагают некоторые исследователи, монастырь был возведён на месте храма, построенного в начале четвёртого века императором Константином Великим и разрушенного Юлианом отступником.
Согласно более позднему преданию, Ватопед был сразу основан как монастырь императором Феодосием. У императора было трое детей: Аркадий, Гонорий и Плакидия. Выдав дочь замуж, он отправил молодую чету с двумя своими сыновьями в Рим. На обратном пути из Рима в Константинополь на борту корабля находился сын императора юный Аркадий с придворными. Возле местечка Имброс Аркадия во время шторма смыло за борт, и он исчез в волнах. Корабль нашёл убежище от бури возле того места, где сейчас стоит Ватопедский монастырь. И вот, погруженные в скорбь придворные вдруг увидели Аркадия, мирно спавшего под терновым кустом. Аркадий рассказал им, как его чудесным образом спасла Богородица, Которую он успел призвать на помощь ввиду неминуемой гибели. В благодарность император воздвиг на этом месте монастырь, который впоследствии стали называть Ватопед (Βατοπαιδιου, в переводе с греческого — «куст отрока»). Раскопки, произведённые в 2000 году вокруг нынешнего соборного храма монастыря, явили на свет древнехристианский храм, огромную базилику, на руинах которой в X веке и был построен современный соборный храм.
Ватопедский монастырь в его нынешнем виде был создан во второй половине десятого века преподобными Афанасием, Николаем и Антонием, учениками преподобного Афанасия Афонского. По его благословению они отправились жить в те места, где сейчас расположена обитель. Тогда здесь стояли кельи отшельников более ранних времён.
Уже спустя столетие монастырь процветал, щедро поддерживаемый византийскими императорами, русскими самодержцами, сербскими королями и молдавскими государями. Ватопед был не просто богатым и привилегированным сам по себе, он управлял десятью зависимыми от него менее крупными монастырями, большинство которых было впоследствии разрушено в результате поразивших Святую Гору катастроф.
У Ватопеда, как и у Афона в целом, драматическая история: ужасающие своей жестокостью набеги крестоносцев, униатов и просто разбойников, турецкое иго, многочисленные мученические смерти братии, пожары и разрушения.
Главное сокровище Ватопеда — это сонм просиявших в нём святых. Всего в монастыре жили шестьдесят шесть прославленных Церковью подвижников. Среди них преподобный Максим Грек, первостроители обители, святой Симеон Сербский, мученики, от латинян пострадавшие, и множество преподобных отцов.
После упадка монашеской жизни в обители вследствие войн и политических событий в Греции в новейшей истории, в 1990 году с приходом туда братства старца Иосифа (ученика старца Иосифа Исихаста) Ватопедский монастырь получил новое дыхание и сегодня предстаёт в своём расцвете.
Как и все афонские монастыри, Ватопед известен не только подвижнической жизнью древних и современных насельников, но и своими святынями, среди которых чудотворные иконы Божией Матери — особой покровительницы святогорцев.
Отрада наша и Утешение
О чуде от иконы «Отрада и Утешение» (Παραμυθια) в Ватопеде рассказывают следующее.
«В те времена был обычай, согласно которому, выходя из соборного храма по окончании утрени, отцы прикладывались к находившейся тогда во внешнем притворе иконе Божией Матери, и там игумен давал привратнику ключи от закрытых в вечерние часы врат обители, чтобы тот их открыл.
Предание говорит о том, что 21 января 1320 года, когда игумен передавал ключи привратнику, икона ожила и Божия Матерь заговорила: “Не открывайте сегодня врата монастыря, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов”. Тогда младенец Иисус, находившийся в объятиях Богородицы, пытался ручкой заградить уста Своей Пречистой Матери, сказав Ей: “Не надо, Мати Моя, не говори им. Пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях”. Тогда Госпожа Богородица с великим материнским дерзновением к Сыну Своему и Богу, взяла ручку Богомладенца и отвела от уст и, повернув голову вправо, уклоняясь от руки Христа, воскликнула, обращаясь к игумену второй раз: “Не открывайте сегодня врата обители, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов”. И “смотрите, покайтесь, потому что Сын Мой гневается на вас”. И в третий раз повторила: “Сегодня не открывайте врата обители…” По завершении диалога Госпожа Богородица и Пречистый Её Младенец снова замерли на иконе, но уже в том виде, в каком это видно сегодня, то есть Божия Матерь удерживает ручку Христа чуть ниже Своих уст, голова Её повёрнута в попытке уклониться от неё, а выражение лика таково, что исполнено безграничного снисхождения, любви и материнской нежности, в то время как Христос, хотя и младенец, но как Судия, имеет строгий вид.
Икона эта поистине нерукотворна, потому что в сегодняшнем облике она создана благодатью Божией, а после чудесного вмешательства Богородицы и спасения монастыря она была названа “Божия Матерь Отрада и Утешение”.
После чудесного события икону отделили от стены и, украсив серебряной с позолотой ризой, перенесли в специально устроенную на хорах собора церковь (параклис), где она и пребывает доныне. Перед ней никогда не угасает затепленная тогда лампада. Каждую пятницу в этом параклисе совершается Божественная литургия, и каждый день служится молебен. В древности также был обычай совершать там монашеские постриги.
В этом чуде ещё раз проявляется, согласно общему убеждению Церкви, матернее дерзновение Богородицы ходатайствовать о грехах наших к Сыну Своему и Богу, удерживать Его праведно карающую десницу и спасать нас Своими молитвами от бед, постигающих из-за бесчисленных наших беззаконий».
Чудотворная Ватопедская икона на Руси
Иконография «Отрады и Утешения» относится к редким, даже в крупнейших иконных собраниях России и Украины подобных нет. Самая ранняя русская «Богоматерь Ватопедская» — келейный образ святителя Димитрия Ростовского, который часто изображается на его иконах. Появление изображения Афонской святыни в первой половине – середине XVI века в русском искусстве не случайно. Связи Древней Руси с православным Востоком были всегда. В летописях неоднократно указывается на приезд греков в Москву за пожертвованиями, которыми великие князья щедро наделяли во все времена. В 1515 г. с такими возвращающимися с пожертвованием из Москвы старцами на Афон прибыли послы Великого князя Василия III. Кроме грамот, сопровождающих милостыню святогорцам, и прошения молитв, была отправлена особая грамота к Афонскому Протату, где Великий князь просил прислать «переводчика книжнаво на время». Через три года послы вернулись вместе с переводчиком — будущим преподобным Максимом Греком.
В конце XV в., будучи тогда монахом доминиканского монастыря во Флоренции, преподобный Максим был в центре богословской жизни Италии. В 1505 г. он навсегда покидает Запад и католичество и направляется на Афон, духовный центр восточного Православия, и становится православным монахом в Ватопедском Благовещенском монастыре. Позднее, в одном из посланий к Ивану Грозному, преподобный Максим вспоминает о своём десятилетнем пребывании в Ватопеде как о важном духовном периоде своей жизни. В Москве афонский монах с необычной судьбой и широкими знаниями сразу же привлекает внимание современников. Его келья становится притягательным духовным центром, где собирались любители «спиратися меж себя о книжном». Преподобный Максим Грек постепенно втягивается в самую гущу событий в связи со спором об устройстве монастырей и их владений. Он пишет несколько произведений об Афонских монастырях.
Внимание к святогорским обителям как общехристианским святыням и, в частности, к Ватопеду, на Руси прослеживается в литературных памятниках ещё с XV в. Например, самое первое из известных описание Афона путешественником датируется 1420 годом и принадлежит новгородскому иеродиакону Зосиме. В это время была уже известна и «Повесть о Ватопедском монастыре». В 60-е гг. XVI века в Москве в течение двух лет пребывали три игумена со старцами из Афонских монастырей. По просьбе митрополита Макария они создали «Сказание о святой горе Афонской».
Но особенный подъём интереса к Афону связан всё же с пребыванием в русской столице преподобного Максима Грека и его широкой деятельностью. С ним связывают и появление на Руси иконы «Отрада и Утешение» («Богоматери Ватопедской»). Празднование этой иконы и память преподобного Максима Грека промыслительно приходятся на один день — 21 января (3 февраля по н. ст.).
Святитель Димитрий и его келейная икона
В Росии икона «Отрада и Утешение» стала известна и почитаема в XVII веке благодаря другому святому, нашему выдающемуся соотечественнику — святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому.
Святитель Димитрий (в миру Даниил Саввич Туптало) родился в 1651 году в местечке Макаров, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. После переезда родителей в Киев Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. В 17 лет Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. Иноческое послушание проходил в Киевском Кирилловом монастыре, ктитором которого состоял его отец. Там началась его литературная и проповедническая деятельность. В течение нескольких лет уже иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии, а в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих Миней (Житий святых) на весь год.
С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Как свидетельствовал святитель, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Одновременно с этим высокопреподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочерёдно). Труды подвижника обратили на себя внимание Патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.
Согласно известным письменным источникам, икона Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение» как келейный образ (то есть икона, перед которой монах в келье совершает молитвенное правило, обычно самая им чтимая) была привезена святителем Димитрием в Ростов при вступлении им на митрополичью кафедру.
Перед ней молился святитель и в ночь на 28 октября 1709 года, когда он почил от всех своих земных трудов. Около месяца икона находилась рядом с гробом митрополита Димитрия в кафедральном Успенском соборе Ростова Великого. И после погребения в Яковлевском монастыре в юго-западном углу Зачатьевского собора она была оставлена при могиле.
Нетление святых мощей святителя Димитрия открылось через 42 года по случаю поправки опустившегося пола над могилой, под которым упали на гроб сгнившие брёвна; при поднятии пола в рассыпавшемся гробе было обретено нетленное тело святителя Димитрия, и от него, как от благодатного источника, начали истекать чудесные исцеления. Все годы до открытия мощей память о святителе жила в народе, и приходящие в храм приносили молитвы его келейному образу. После обретения мощей святителя Димитрия, до появления в монастыре первых икон с его изображением, именно перед «Отрадой и Утешением» совершались молебные пения и панихиды по Преосвященном митрополите. При описании многочисленных чудес у мощей святителя Димитрия часто упоминалась и его келейная икона, потому что Богородице, как и святителю Димитрию, возносились горячие молитвы паломников. И хотя икона относится к редкому типу изображений, в Ростове списки со святыни были широко распространены.
Откуда у святителя Димитрия могла появиться эта икона?
Известно предание, что Ватопедская икона Божией Матери была тем самым образом, которым благословили его родители на монашество.
Есть другое предание: 13 сентября 1689 года, во время пребывания святителя Димитрия в Троице-Сергиевой Лавре (в свите гетмана Ивана Мазепы) находившийся здесь же патриарх Иоаким благословил святителя Димитрия образом Божией Матери в окладе за труд составления житий святых, о чём святитель записал в своём дневнике. Это мог быть Ватопедский образ Богоматери, так как преподобный Максим Грек преставился в Троице-Сергиевой Лавре, а его икона — список с Афонской святыни — хранилась в обители. Преподобный Максим Грек был известным писателем, и Патриарх награждает святителя Димитрия за писательский труд. Образ этот был украшен окладом и плохо различим под потемневшей олифой, поэтому святитель Димитрий в дневниковых записях назвал его просто — образ Божией Матери.
В архиве Ростовского музея есть рукописное «Сказание» об этой святыне, написанное в середине XIX века, в котором выдвигается ещё одна версия появления у святителя Димитрия этой иконы. В её основе лежит событие, описанное в дневнике святителя: 1700 года, «декабря 16, из великой церкви Печерской, из великого алтаря, прислан ко мне на благословение образ Пресвятыя Богородицы Московской, прислал преподобный господин отец Иоасаф Кроковский, архимандрит с братиею. О сем образе такая повесть: благочестивый царь и Великий князь Алексей Михайлович прислал оную святую икону Преосвященному митрополиту Киевскому Петру Могиле».
Святитель Пётр Могила возглавлял Киевскую кафедру в 1633–1647 годах. Именно им была задумана колоссальная работа по составлению житий святых, которую он не успел закончить из-за смерти и которую продолжил святитель Димитрий Ростовский. Святитель Пётр Могила был избран Киевским митрополитом с сохранением лаврского архимандритства, поэтому икона, подаренная царём Алексеем Михайловичем, после смерти святителя осталась в Киево-Печерской Лавре и находилась в алтаре соборного храма. В дневнике святитель Димитрий называет икону московской. Видимо, это связано не с иконографией (такой иконографии нет), а с происхождением (от царского двора). Исследователи предполагают, что это и была «Отрада и Утешение».
Чудо Царицы Небесной, прославившее эту икону, имеет отношение, конечно, не только к ватопедским монахам. Оно в наши непростые времена укрепляет верующих в уповании на заступление Матери Божией, Её снисхождение и долготерпение к нашим многообразным немощам. На то, что Она дерзновенными Матерними молитвами удержит праведный гнев Своего Сына, готовый излиться на нас за многое множество наших прегрешений.
По материалам сайта Ольшанского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение»
Ватопедская («Отрада или Утешение») икона Божией Матери
Дата публикации или обновления 01.11.2017
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Икона (см. http://biser0k.com.ua/ru/47-ikony-religiya) эта находится в Ватопедском монастыре на Святой Горе Афон в храме Благовещения Пресвятой Богородице. История этого образа связана с событиями, происшедшими 21 января 807 года. Шайка разбойников, решивших ограбить Ватопедский монастырь, высадившись в темноте на берег, укрылась в окрестностях монастыря, намереваясь дождаться открытия ворот обители.
В то время, когда разбойники ждали открытия ворот, закончилась утреня и братия стала расходиться по кельям для временного отдыха. В церкви остался один настоятель монастыря. Вдруг от стоящей вблизи иконы Божией Матери он услышал женский голос, предупреждающий об опасности, грозившей монастырю. Игумен устремил свой взор на икону и увидел, что лики Богородицы и Богомладенца изменились. Ватопедская икона была подобна «Одигитрии», на которой Богомладенец всегда изображается с благословляющей рукой.
И вот игумен видит, как Иисус поднял Свою руку, заграждая уста Богородицы, со словами: «Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся за грехи свои». Но Богородица, уклоняясь от Его руки, двукратно произнесла те же слова: «Не отверзайте сегодня врат обители, а поднимитесь на стены монастырские и разгоните разбойников».
Поражённый игумен тотчас собрал братию. Все были изумлены изменением очертания иконы. После благодарственной молитвы перед святым образом воодушевлённые иноки поднялись на монастырские стены и успешно отразили нападение разбойников.
С тех пор Ватопедская икона на Афоне стала называться «Отрада» или «Утешение», так на этой иконе лик Божией Матери ясно выражает сострадательную любовь, взор Её дышит милосердием и кротостью, а на устах покоится тихая улыбка утешения. Лик же Богомладенца строг.
День празднования: 3 февраля (21 января по старому стилю).
В начало
Ватопедская («Отрада или Утешение») икона Божией Матери.
Ватопедская («Отрада или Утешение») икона Божией Матери.
Ватопедская («Отрада или Утешение») икона Божией Матери.
Ватопедская («Отрада или Утешение») икона Божией Матери.
Ватопедская («Отрада или Утешение») икона Божией Матери.
Ватопедская («Отрада или Утешение») икона Божией Матери.
Ватопедская («Отрада или Утешение») икона Божией Матери.
Ватопедская («Отрада или Утешение») икона Божией Матери.
Ватопедская («Отрада или Утешение») икона Божией Матери.
Ватопедская («Отрада или Утешение») икона Божией Матери.
Ватопедская («Отрада или Утешение») икона Божией Матери.
Ватопедская («Отрада или Утешение») икона Божией Матери.
Ватопедская («Отрада или Утешение») икона Божией Матери.
Ватопедская («Отрада или Утешение») икона Божией Матери.
Ватопедская («Отрада или Утешение») икона Божией Матери.
Ватопедская («Отрада или Утешение») икона Божией Матери.
Ватопедская («Отрада или Утешение») икона Божией Матери.
Ватопедская («Отрада или Утешение») икона Божией Матери.
Ватопедская («Отрада или Утешение») икона Божией Матери.
Ватопедская («Отрада или Утешение») икона Божией Матери.
>Иконы Ватопедская Богородица вышитые бисером
Ватопедская икона Божией Матери
Человек в своей жизни сталкивается со многими трудностями, будь то болезни или душевные муки. Найти силы справиться с напастями помогает нам Всеблагая Божия Мать, икона которой именуется Ватопедской, или «Отрада и Утешение». Этот образ очень почитаем на русской земле, и действительно творит чудеса. Находится икона Ватопедская во владении Константина Великого, в Афоне, в Благовещенском храме Ватопедского монастыря.
История образа Божьей Матери Ватопедская действительно тесно переплелась с Ватопедским монастырем, что на Афоне. В 1395 году недалеко от монастыря, в момент, когда была сильная буря, с корабля в море упал царевич Аркадий, сын самого Феодосия Великого. Ударом волны его было выброшено в море.
Вышитая бисером Ватопедская Богоматерь
Началась паника от увиденного ужаса и многие были уверены, что Аркадий погиб. Несмотря на все трудности, корабль благополучно пристал к Афонской горе, именно к тому месту, где расположен монастырь.
Обессиленные от поисков, товарищи Аркадия случайно наткнулись на один из кустарников, что был расположен на берегу, и увидели царевича всего промокшего, но целого и невредимого. Придя в себя, он сам рассказал о своем невероятном спасении от гибели заступничеством Божией Матери, к которой успел обратиться в последнюю минуту перед неминуемой смертью.
Император Феодосий Великий, благодарный за чудесное спасение сына, направил все свои силы на строительство и обогащение монастыря, который и назвали Ватопедским (с греч. «куст отрока»). А на месте, где был найден царевич, установлен Алтарь храма. На освящения храма император Аркадий приехал не один, а вместе с Нектарием, патриархом Константинопольским. Икона Ватопедская «Отрада и Утешение» занимает место в стенной нише по правую сторону клироса, в небольшой боковой пристройке – приделе, посвященном Ее имени.
На иконе изображена сама Божия Мать, лицо которой выражает благодать, любовь и сострадание, и Божественный Младенец на Ее руках. Многие паломники, которые любуются Ею, утверждают, что лик Богоматери наполняет душу спокойствием и теплотой. Лицо Младенца абсолютно иное – строгое, грозное и недовольное, что отражается во всем его виде.